Загадки Коми
Снежный человек
В отдаленных районах республики Коми и в Пермского края не раз встречали снежного человека. Чочком морт в переводе с коми-пермяцкого означает «белый человек». Или Яг морт в переводе «лесной человек».
Местные говорят, что к нему давно уже привыкли.
Первые упоминания о йети в Коми-Пермяцком районе датируются 1907-м годом. Местный этнограф Василий Налимов зафиксировал феномен снежного человека. Несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев по всему миру, большинство людей не верят в существование СЧ, считают это выдумкой. А главное в это не верят ученые. Ведь СЧ не вписывается ни в какой раздел науки. И главное, что он каким-то образом угроза «святой» теории Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Поэтому он есть, но как бы и нет. Криптозоология — это не наука, а метод поиска, исследования.
Многие очевидцы вообще не рассказывают о своих встречах со СЧ, боясь, что их сочтут за сумасшедших.
Вöрса
В мифологии народов коми леший, лесной человек, следивший за промысловой деятельностью охотников. Впрочем, Ворса распространял свою власть на многие, не связанные с лесом, сферы бытовой жизни и обращались к нему во всех затруднительных случаях. Ворса мог как обеспечить здоровье и приплод домашней скотине (при условии его задабривания), так и наслать болезнь, увести скотину, заплутать человека в лесу или лишить охотничьей добычи. Ворсе характерна определенная тяга к справедливости: он наказывал охотников, стреляющих добычу без меры, а воров и убийц, зашедших в лес, вообще мог не выпустить обратно.
Охотники видели его в виде великана (ростом примерно с сосну) с вывернутыми пятками и без одежды. Говорили, что у него мохнатые уши. Еще одной характерной особенностью Ворсы было отсутствие бровей и ресниц, а также прозрачные кости в теле.
Помимо прочего, для Ворсы были характерны метаморфозы: он мог превращаться в в разных небольших животных, например, в кошку (а собаками, кстати, любил подзакусить); мог принять образ вихря-шугвея (в таком случае его можно увидеть через растопыренные пальцы рук, если наклонившись посмотреть между ног). Считалось, что Ворса со своей семьей жил в треугольной избе на болоте (хотя с водяным Вакулем они постоянно враждовали). Занимался он обычным крестьянским хозяйством, звери были его скотом, а птицы — курами. Интересно, что лай его собаки не вызывал эха в лесу, а лучшие по количеству пойманных зверей охотничьи собаки признавались бывшими псами Ворсы.
Семья его состояла из жены и дочери, чьи лица не мог увидеть ни один человек. Его первая жена владела черной магией и могла снимать с себя «скальп», чтоб искать в волосах вшей. Говорят, когда ее один богатырь убил, то стал Ворса на человеческих женщин заглядываться, к себе заманивать. Женщин заманивал, а детей мог и украсть — считалось, он забирал к себе детей, проклятых матерями.
Земляной олень
В мифологии коми (и ряда народов Сибири) подземное рогатое существо, образ которого возник в результате знакомства с останками тел (костями, бивнями) мамонтов.
У многих народов севера Евразии есть образы, навеянные встречами с телами мамонтов, сохранившимися благодаря вечной мерзлоте. Понятно, что эти находки не всегда полностью и достоверно соответствуют своему первоначальному облику, потому народная фантазия представляла этих «подземных» или «подводных» существ как в виде огромной рыбы или ящерицы, состарившихся и неимоверно выросших лосей и медведей. Бивни считались рогами чудовища.
Вообще, большинство мифологических сюжетов, связанных с Оленем земли (мамонтом), идут по трем линиям: Во-первых, это рассказы о создании мира (эвенкийские сказания о мамонте, сотворившем вместе со змеем землю; шаманский миф о мамонте, забравшемся в воду и выворачивавшем бивнями песок, землю, камни; представление о мамонте, стоящем в космическом океане и поддерживающем мир, и другое). Во-вторых, мифы этнологического характера, объясняющие те или иные особенности рельефа (образование речных русел, обвалы берегов в половодье, страшный треск льда при ледоходе и даже землетрясения и прочее). И в-третьих, мифы о метаморфозах — о превращении в Земляного оленя старых лосей, медведей, щук и других.
Народам коми (коми-зыряне, коми-пермяки) подобный персонаж известен под названием Земляной олень . Легенды коми рассказывают, что Земляной олень жил во времена творения мира. Он был столь велик и тяжел, что проваливался в землю по грудь, и там, где он ходил, появлялись реки и ручьи. Земляные олени (мамонты) так много ходили по земле, что вода из созданных ими рек залила все вокруг и случился мировой потоп. После знакомства с христианством и сказаниями о Ноевом ковчеге, легенды дополнились рассказом о том, что в свое время мамонт хотел спастись на ковчеге, но просто не поместился. В итоге Земляному оленю пришлось пережидать потоп на плаву, но птицы садились к нему на «рога» (бивни) и зверь утонул. Вот поэтому Земляные олени и вымерли. Точнее, ушли под землю.
Промысловый календарь
Древние коми в новый год, который начинался в день весеннего равноденствия 21 марта, не ставили ёлку, а приступали отсчитывать охотничий цикл. Сегодня мы можем судить об этом благодаря уникальной находке из села Сторожевск в 1975 году: плоское бронзовое кольцо на берегу Вычегды нашёл обычный школьник. Подросток не швырнул странный тяжёлый предмет в воду, а отнёс его взрослым, которые с удивлением обнаружили, что на бронзовом кольце друг за другом застыли в хороводе странные фигурки девяти животных, в которых можно узнать знакомых нам жителей леса.
Находку подростка передали для изучения коми археологу Климу Королёву. Датировали артефакт концом первого — началом второго тысячелетия нашей эры. В процессе изучения учёные пришли к выводу, что перед ними уникальный предмет — древний календарь, по которому наши предки отсчитывали периоды годового цикла. Они не соответствуют современному исчислению времени и не равны друг другу. Одна из важнейших функций календаря, как сейчас сказали бы, — природоохранная: кольцо напоминало охотникам, какого зверя в наступивший месяц бить категорически нельзя.
Круг зверей, изображающий солярный календарь, начинает год со дня весеннего равноденствия и ведёт отсчёт против часовой стрелки. Этот период обозначен на календаре специальным знаком. Начинает охотничий год хозяин тайги — медведь. Его время длится до 27 апреля, после чего он уступает место оленю. Олень царствует до 2 июня, и ему на смену приходит горностай, а 5 июля его вытесняет росомаха. Период лося охватывает почти два месяца — с 10 августа по 4 октября. Длиннее только месяц выдры, который растягивается на целых 76 дней, уступая место лисе с 20 декабря. Белка заскакивает в охотничий круг 25 января, с 22 февраля передает эстафету кунице.
Сакральный смысл выбора периодов северных животных раскрыть до конца не удалось, многое в толковании календаря остаётся на уровне гипотез. Как бы там ни было, сегодня древний промысловый календарь стал символом Республики Коми. Он украшает афиши и буклеты, тиражируется в виде магнитов, календарей, брелоков и кулонов, печатается на детских раскрасках и открытках. Одно из развлечений сыктывкарцев и гостей города — находить свой день рождения по древнему календарю. Согласитесь, гораздо солиднее сказать знакомым: «Я родился в первый день месяца горностая», — чем просто назвать дату рождения по паспорту — 3 июня. И намного патриотичнее соотносить свой характер не с восточным гороскопом, а родным охотничьим календарём.
Промысловый календарь Коми
На нём изображены девять фигурок зверей, которые обитают в коми лесах. Отсчёт ведётся от 21-22 марта, начала года древних коми. Посмотритесь в древний календарь, как в зеркало, и вы увидите там себя: особенности вашего поведения, привычки и наклонности видны в животном, на который указывает ваша дата рождения.