Руководитель тургруппы школьников рассказал об этнокультурном туризме в Коми и уникальном арт-туре «За Кандинским в Коми»
Насколько нам известно, группа школьников, вовлечена в тестовый тур по апробации проекта национального турмаршрута «Арт-тур «За Кандинским в Коми» с Вашим участием. Почему Вас это заинтересовало?
Мы с ребятами достаточно давно занимаемся этнокультурным туризмом, еще с 2016 года, посещаем различные локации. Развивать школьный туризм – это важно, интересно, актуально, и в том числе нам интересно усложнять наши программы, добавлять новые маршруты и места. Арт-тур «За Кандинским в Коми» — это уникальный тур, и хоть апробация тура уже идет, ранее его посещали только взрослые туристы. Чем же тур нас заинтересовал? В первую очередь своим форматом – арт-тур. Мы не просто посещаем экскурсии и мастер-классы, но каждый ребенок в начале путешествия получает дневник путешественника, а в конце поездки создает картину в стиле работ Василия Кандинского. И эту картину, это яркое воспоминание он увезет домой.
Во-вторых, это элементы гастрономического туризма. Существуют большие гастрономические туры, но в случае с детским туризмом есть ряд нюансов. Мы должны понимать, что в детских турах должна быть определенная образовательная программа. И вот эти включения с обедом, ужином в стиле коми кухни позволяют познакомить детей не только с традициями и культурой коми народа, но и с кухней. Это детей очень привлекает, вкусно покушать все любят.
Что еще важно? В нашем туре есть элементы сельского туризма. Посещая Усть-Кулом, мы погружаем детей в сельский туризм. Например, посещение бани по-черному, в рамках тура это будет впервые для группы. В Керчомъе мы сможем проехать по селу в упряжке лошадей на санях, поскольку этот тур у нас запланирован на зиму. Я надеюсь, что у нас все получится и 9 декабря мы уже отправимся в тур.
Ну и, естественно, различные мастер-классы: кулинарный, по плетению рыболовных сетей. Все то, с чем ребенок в реальной жизни сейчас не сталкивается, если только его родители этим не увлекаются. Обретение новых умений и навыков – тоже огромный плюс в этом туре.
Это далеко не первый Ваш визит в этнопарк в качестве руководителя туристической группы. Расскажите о первом визите, с чего началось Ваше знакомство с учреждением?
Если говорить о визитах в этнопарк, то мы возим группы с 2016 года. Первая моя группа была из школы №3 г. Ухты, с первым классом под моим руководством (6 класс). До этого у меня был опыт поездки со старшеклассниками в Санкт-Петербург. И я задался мыслью «почему мы ездим в центральную Россию, но не ездим никуда у себя? У нас ведь тоже много локаций, которые мы можем посетить». И вот тогда я подумал о Финно-угорском этнокультурном парке. Я знал уже тогда о его существовании, сам бывал не раз, и даже когда работал в Сыктывкаре, посещал этнопарк с детьми в рамках выпускного вечера.
У меня возникла идея поехать туда со школьниками, но тогда мы не очень представляли, как это организовать. Я понимал, что от Сыктывкара добраться до этнопарка просто – достаточно в принципе просто приехать с утра, посвятить этнопарку день и вечером уехать домой. А из Ухты все-таки добираться дольше. Мы приехали на поезде в 6 утра, нас встретили и повезли в этнопарк. Но у нас тогда была программа выходного дня, без ночевки. То есть у нас была программа, как для сыктывкарских детей. Мы провели в этнопарке целый день, с нами были двое родителей, я, как классный руководитель. Группа была небольшая, человек 10-15. И когда мы возвращались домой на поезде, мы поняли, что одного дня мало. Вернувшись домой я начал рассматривать другие варианты, мы начали работать с этнопарком и пришли к выводу, что нужно все-таки организовывать туры минимум на два дня.
И вот тогда развернулись: двухдневная программа в этнокультурном парке, с мастер-классами по изготовлению выпечки, подвижными играми, изучением коми промыслов. Вот такой двухдневный комплекс позволяет уже более полно погрузиться в культуру коми народа.
После поездки дети оставались в таком восторге, что следующие группы формировались частично из тех детей, кто уже бывал в туре. Поэтому мы стали думать, чем же разнообразить программу, чтобы было интересно не только тем детям, кто поехал впервые, но и тем детям, кто уже бывал в этнопарке. Тогда мы добавили Визингу с посещением «Резиденции хаски», чтобы у детей была возможность увидеть вживую собачью упряжку, поиграть с собаками.
В дальнейшем, когда еще А. Ю. Терентьев (руководитель Агентства по развитию туризма и продвижению Республики Коми – прим. ред.) работал в этнопарке руководителем отдела туризма, мы, сотрудничая непосредственно с ним, организовали тур по профориентации. Мы с детьми поехали в тур по предприятиям и учреждениям г. Сыктывкара. Посетили типографию, драматический театр им. В. Савина, телеканал «Юрган», МЧС, Дом дружбы народов и много других локаций, связанных с профориентацией. Тур был направлен на учащихся 8-9 классов с целью погрузить их в атмосферу предприятий. Такой тур позволяет погрузить ребенка в выбор различных профессий, чего нельзя добиться просто в классе.
Правда ли, что поездки в этнопарк стали для Вас традицией? Что привлекает Вас и ваших подопечных в парке?
Поездки в этнокультурный парк действительно стали для нас традицией. Возможно, детей привлекает не только сам этнопарк, сколько возможность путешествовать отдельно от родителей. С возрастом ребенок хочет путешествовать со своими сверстниками, и это труднодостижимо, потому что, как правило, ребенок едет в отпуск с родителями, а здесь есть такая возможность. Конечно, здесь и образовательная программа, и культурная программа, но главное – возможность общаться со сверстниками и с педагогами на качественно другом уровне. Когда мы едем в поездку мы уже общаемся не как учитель и ученик, у нас возникают дружеские связи. Мы вместе, мы команда – это очень сплачивает.
Я, как педагог и победитель конкурса «Классный классный», всегда рекомендую классным руководителям, особенно на первых порах, поехать в поездку, чтобы сплотить коллектив. В этом году я классный руководитель 6 класса, и в прошлом году мы посетили этнопарк сразу же на осенних каникулах. И вот одна из целей у меня как раз была – сплотить коллектив.
Какие активности больше всего полюбились группам?
Конечно, их привлекают активные формы работы – стрельба из лука, охотничья тропа. Очень им нравятся кулинарные мастер-классы. Они с большим интересом изготавливают шаньги, пряники в русской печи, потом с удовольствием их поедают, некоторые даже отвозят домой родителям в качестве сувениров. Очень нравится мне и детям музей нефти в этнокультурном парке, с возможностью рисовать нефтью. Этот мастер-класс всегда очень популярен у детей.
Я очень признателен работникам этнопарка за то, что они всегда стараются разнообразить программу, работают с группой индивидуально. Они стремятся подобрать свой подход, учесть особенности группы, возраст детей, пожелания руководителя группы.
Программы парка направлены на вовлечение в культуру финно-угорских народов через погружение в атмосферу легенд, мифов, сказок…Какими впечатлениями делятся участники, пробуждают ли такие активности интерес к историческому наследию?
Я работаю в школе №5 г. Ухты педагогом-организатором и учителем истории и обществознания. И, что примечательно, в нашей школе реализуется проект «Школа с этнокультурной направленностью». В рамках этого проекта у нас проходят различные мероприятия, мы погружаемся в культуру не только коми, но и других национальностей. Это и грузины, и армяне, и коми. У нас все дети в школе изучают коми язык. Поэтому для них это все знакомо, но только в теории. Наша задача не заставить детей изучать традиции и культуру коми, а позволить детям мягко погрузиться в эту атмосферу. Именно через мягкое погружение они сами вовлекаются в изучение тех или иных легенд, мифов и сказок. Они с удовольствием приветствуют работников этнопарка на коми языке, они приезжают домой и делятся с родителями впечатлениями из этнопарка.
Мне запомнился один яркий случай: мы приехали в этнопарк с группой, и когда их спросили про избу, дети сами экскурсоводу рассказали об устройстве коми-избы. Почему? Потому что на коми языке они все это изучают. И вот, когда мы приезжаем в этнокультурный парк, у них есть возможность потрогать все то, о чем они читали. Сейчас у детей так называемое клиповое мышление, и для них важно увидеть, потрогать, не просто прочитать в книжке. Тогда это будет чем-то запоминающимся. И это именно та задача, которую выполняет этнографический туризм.
Интеллектуальное развитие школьников идет бок о бок с физическим. Скажите, хорошо ли в парке организован активных отдых – игры, эстафеты? Хватает ли юным туристам свежего воздуха и развлечений?
В парке действительно много видов активных игр, эстафет. Есть возможность поиграть в валенковый бум, саамский футбол, изучить тропу охотника, познакомиться с коми промысловым календарем, пострелять из лука.
Когда в 2016 году мы с детьми посещали этнопарк в рамках выпускного вечера, детей впечатлил веревочный парк. Дети были в полном восторге. Такого элемента скалолазания, какого-то экстрима очень не хватало, пока веревочный парк не функционировал (парк вновь открыт после ремонта – прим. ред.). Дети разные, они хотят двигаться, есть и такие, кто увлекается какими-то экстремальными видами спорта. И когда есть возможность погрузиться в эту атмосферу в лесу, дети с удовольствием лазают по этим веревкам, канатам, мостикам.
Дети также с удовольствием посещают этнодискотеки, что тоже очень приятно. Когда только начинается дискотека, дети в силу возраста, конечно, стесняются, но постепенно они вовлекаются и учатся танцам финно-угорских народов. У них есть возможность изучить народные танцы с инструктором. Они разучивают движения, отрабатывают, репетируют, потом пробуют исполнять под музыку. Я, как руководитель группы, стараюсь это все заснять, чтобы это увидели родители и осталось самим детям на память.
Источник: Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми