Коми — территория вкуса

Под таким названием 25 февраля в Сыктывкарском университете имени Питирима Сорокина прошла встреча предпринимателей сферы гостеприимства со студентами направления туризм. Будущих специалистов познакомили с гастрономическими практиками бизнеса республики, которые вносят весомый вклад в бренд региона.

Мероприятие прошло под эгидой Торгово-промышленной палаты Коми и регионального Министерства национальной политики, при поддержке Агентства по развитию туризма и продвижению Коми, в рамках проектов «Выбирай свое» и «Этноэкономика. Предпринимательские практики», где студенты из первых рук перенимают опыт локальной экономики — регионального предпринимательства.
Модератором стала председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства ТПП Наталья Макарова. Она рассказала о целях и задачах проекта и призвала изучать свою культуру:
— На одном из федеральных каналов я увидела сюжет туристской программы, где корреспондент, находясь в Корее, удивлялся томленным свиным ножкам, нахваливал и расспрашивал рецептуру. Но если бы он знал культуру своей страны, а конкретно, что у нас в Прилузье — это традиционное блюдо, то оно было бы ему уже не в новинку.

В свою очередь, генеральный директор Агентства по развитию туризма и продвижению Коми Александр Терентьев остановился на роли событийных мероприятий, в том числе гастрономических, в популяризации республики. В этом году в Сыктывкаре пройдут «ШаньгаФест», фестивали «Живой воздух», «Люди леса» и другие. Александр Терентьев пригласил студентов не просто быть зрителями этих мероприятий, но и стать волонтерами, чтобы посмотреть на процессы изнутри.
На семинаре отметили, что развиваться гастрономии помогает сфера креативных индустрий, закон о которых вступил в силу в этом году. Гастрономия, как неотъемлемая часть творческого сектора экономики, предлагает безграничные возможности для самовыражения и воплощения самых смелых идей. В продолжение предприниматели поделились своими историями об уникальности и актуальности их локального бизнеса.

Так, управляющая рестораном «Ижма» Ирина Варламова отметила, что концепция ее заведения построена именно на национальном колорите: в меню встроены элементы коми кухни, некоторые позиции гости могут попробовать только в «Ижме», например, бургер с груздями и котлетой из оленины; всем блюдам даны названия на коми языке, а в развлекательной программе обязательное участие принимают местные исполнители и музыканты. Кроме того, в этом году в ресторане зародилась новая традиция — проведение этновечеринок, где гостей знакомят с национальными костюмами, угощают местными блюдами и погружают в культуру с помощью игр и фольклора.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Коми Елена Катаева подчеркнула важность изучения культурных ценностей территории, на которой работаешь, ее кухни, традиций. Для этой цели в 2024 году ТПП и Миннац организовали гастроэкспедицию в Прилузский район. 40 участников — поваров и студентов, обучающихся этому делу, ученых-этнографов и специалистов туристской отрасли постигали секреты местной кухни. В пяти селах было записано более 60 рецептов, которые трансформировались в 21 технологическую карту. Скоро они будут доступны всем желающим на туристском портале Коми.

Елена Катаева рассказала, что некоторые рецепты, собранные в Прилузье вошли в региональное меню кафе ТПП «Меркурий». Кроме того, для фуршетов и кофе-пауз с участием гостей региона повара разработали целую линейку блюд, которые позволяют попробовать Республику Коми на вкус.
На семинаре затронули тему создания нового предпринимательского опыта, который исторически не связан с территорией, но разрывает шаблоны и становится гастрономическим специалитетом. Как пример экономики, которая создает новые продукты — компании Республики Коми по обжарке кофе.
Базой успешного продвижения такого специалитета со студентами поделился сооснователь и директор по маркетингу кофейной компании «Нордик Кофе Ростерс» Кирилл Крылов:
— Чтобы твой продукт полюбил потребитель, ты должен любить его сам и гордиться тем, что делаешь. Производя отличный продукт, будешь уверенно советовать его друзьям и близким, потому что убежден в качестве. Мы – маленькая компания из Сыктывкара, которая экспортирует кофе в другие страны. Хотя раньше это казалось немыслимым.
Его позицию разделил основатель производства и сети магазинов «КомиДар» Алексей Габов. В ассортименте «КомиДара» исключительно местная продукция, большинство товаров компания производит самостоятельно. Предприниматель добавил, что если мы не будем заниматься развитием региона в котором живем, то и другим это будет не нужно. Он призвал студентов оставаться в Коми и отметил, что все его трое детей после окончания обучения будут работать в республике.

Предприниматели выразили готовность взять студентов на практику, не только для того, чтобы погрузить их в реалии сферы, но и в качестве источника новых идей и свежего взгляда, к которым они всегда открыты.
Напомним, старт республиканского проекта «Этноэкономика. Предпринимательские практики» был дан на ежегодном этнофоруме «Мы – россияне» в октябре 2024 года. Его главная задача — знакомство студентов с опытом предпринимателей, создающих региональные проекты, новые рабочие места, используя ресурс территории, в первую очередь этнический — традиционные виды хозяйствования, ремесленной, гастрономической деятельности. Этноэкономика рассматривается как инструмент развития территории, для сохранения ее самобытности, и как один из ресурсов создания туристской привлекательности.
Фото пресс-службы СГУ им. П.Сорокина и ТПП Коми.