Традиции и ремесла

Узнайте о традициях народа Коми
Смотреть туры

Традиции коми, как и любого народа, богаты и разнообразны

Есть среди них знакомые, дошедшие до сегодняшнего дня, есть подзабытые и даже экзотические для людей. Жители сельской местности знакомы с ними лучше горожан. В любом селе туристу с удовольствием расскажут о том, как варят капусту в огромных чанах во дворах на «Чомӧр» («Капуста лун»), или о том, что если после Крещения вас толкнул в сугроб незнакомый прохожий, обижаться не надо — это обычай.

Горожанин удивится, узнав, что во время прощания с покойным на сороковой день после смерти его роль играет вполне реальный человек, который уносит домой поминальные дары от семьи и друзей.

Кое-где до сих пор колядуют, а где-то — гадают на Святки

Жители д. Прокопьевка устраивают Рождественские игрища, в Черныше играют на чипсанах, в Ижме и Усть-Цильме устраивают ярмарки невест, а на Удоре ходят с иконами в крестные ходы.

Коми человека издавна кормили лес и река. 

Неудивительно, что среди потомков зырян сегодня так много охотников и рыбаков. В наши дни орудия лова сменились, а страсть осталась. Тех, кто промышляет добычей даров природы в лесу и на водоёмах, можно разделить на две категории: на тех, кто делает это по необходимости и в соответствии с традицией, и тех, кто жить не может без удочки, спиннинга или охотничьего ружья. В XXI веке промышлять на природе необходимо в соответствии с законодательством. В глубинке к нему прибавляются ещё и заветы предков, передающиеся из поколения в поколение. 

Традиции охоты

Испокон веков коми человек не отделял себя от природы, поэтому считал себя равным каждому живому существу, не превозносясь, не нанося вреда природе, не претендуя на лишнее, уважая традиции и других охотников.

У каждого был свой путик (лесная тропа, привлекательная для дичи) и свои охотничьи угодья, простирающиеся на десятки километров.

Мороз и пурга не были страшны коми человеку: до сих пор на праздниках охотника потомки промысловиков состязаются в умении разжечь костер с одной спички, попасть копьём или топором в центр мишени, соорудить укрытие от непогоды. И даже в наше время охотничьи избушки в лесу не запираются, и найти приют в них может любой, воспользовавшись всем, что оставили хозяева. Правда, желательно оставить после себя не только порядок, но и дрова или припасы для хозяев и других охотников. 

Считается, что регулятором промысла на зверя являлся коми промысловый календарь, каждый из девяти периодов которого указывал на запрещённое к добыче животное. Коми охотник никогда не убил бы самку, чтобы не оставить детёныша сиротой, или будущую звериную маму.  

Целый ритуал предшествовал охоте на хозяина леса — батюшку-медведя, которого никогда не называли настоящим именем, используя эвфемизмы.

Накануне охоты на косолапого нельзя было употреблять спиртное и иметь близость с женой, а после убийства зверя у него просили прощения — впрочем, как и у срубленного для насущных нужд дерева.  

Коми охотники славились ловкостью и меткостью: белку и мелкого пушного зверя целили в глаз, чтобы не повредить шкуру, да и вообще били зверя и птицу наповал — чтобы не доставлять лишних мучений. Добыча охотника была ему и его семье и едой, и одеждой, и лекарством. Орудиями лова были не только ружья и копья, но и различные ловушки: капканы, силки, петли, к помощи которых и сегодня прибегают в коми селах.  

Рыбалка

Разнообразны и снасти рыбака, многие из которых сейчас могут быть восприняты браконьерскими, а тогда были самыми что ни на есть экологичными: гымги (морды), ветели, запоры, остроги, продольники, вязаные, а не синтетические сети. Рыбачили в сёлах все: и мужчины, и женщины, и дети. Последние, правда, часто обходились примитивными удочками или просто платками, вылавливая на мелководье ёс — «коми анчоус». Перед началом лова принято было задабривать водяного (васу), бросая в воду куски хлеба. И первого окуня тоже отдавали ему же — хозяину воды Вакулю.  

Издавна славилась рыбалка на реке Печоре, когда деликатесную нынче сёмгу ловили тоннами.

Популярные сегодня щука, язь, окунь, плотва, налим считались сорной, «серой» рыбой: в чести были сиг, нельма, стерлядь, хариус, зельдь.  

Народные традиции Республики Коми сохранены и по сей день

Традиции народа сохраняются на бытовом уровне в семьях и более широко — в виде праздников. Их, в частности, собирают и хранят в Центре народного творчества и повышения квалификации в реестре объектов нематериального наследия Республики Коми. Сегодня реестр насчитывает 35 праздников и обычаев и с каждым годом пополняется. Самые известные среди них — ижемский праздник «Луд» и Усть-Цилемская Горка, керчомский «Пыжа гаж», гонки на оленьих упряжках в Воркуте и Инте, родовые традиции старообрядцев и многие другие. Однако есть традиции, сокрытые от глаз. Они не собирают зрителей, их нельзя увидеть на площадях и полянах.

Без работы ученых и краеведов они могли бы быть утрачены, но, к счастью, сегодня мы знаем о пижемских сказителях и летской вышивке, народной медицине и родовых пасах, промысловых традициях и меховой аппликации, уникальной росписи по дереву и игре в шег...

Во времена, когда о глобализации слыхом не слыхивали, а промышленность только зарождалась, каждый коми был сам себе художник, ремесленник и производитель. Дом построить, прялку расписать, сани смастерить, пестерь сплести, горшок обжечь, одежду сшить да украсить её затейливо, а до этого соткать да спрясть могли члены каждой семьи. Ремеслу мальчиков и девочек обучали с пяти лет. Были в старину и крепкие мастера, и настоящие художники. Плоды их труда сегодня можно увидеть на старинных фотографиях и в музеях. Но ремесло живет и сегодня и даже кормит тех, кто обладает уникальными навыками. Мастеров Республики Коми объединяет одноимённый профессиональный союз. В нём официально состоят более пятидесяти признанных мастеров, но количество тех, кто сохраняет ремесленные традиции региона, создаёт уникальные предметы и передаёт свои умения потомкам, неизмеримо больше.

Существуют ремёсла, общие для всей территории Коми, и те, что распространены более локально.

Например, вязание с прутом — своеобразным бортиком, которым оканчиваются варежки или носки, практикуют в Сысольском районе Коми, искусством меховой аппликации, как и шитья пим, владеют ижемские женщины из семей оленеводов, там же плетут и арканы из оленьих шкур. Что касается узорного вязания, никогда не спутать усть-цилемское с сысольским или верхневычегодским. Различается и роспись на прялках и других предметах быта.

Ремёсла коми сегодня

Среди современных мастеров наиболее популярны гончарное искусство и керамика, сохранённая заслуженным мастером Валерий Тороповым, художественная обработка дерева и роспись по дереву, ткачество в различных техниках, плетение поясов, вязание, плетение из бересты и корня, лоскутное шитьё, вышивка и народная кукла.

Своеобразный «смотр» ремёсел проходит ежегодно в столице Республике Коми Сыктывкаре. Это крупная выставка «Мастер года», отбор на которую проходят десятки лучших ремесленников региона.

В конце 2021 года в Республике Коми вышел первый каталог, в котором представлены традиционные ремесленные изделия, вписанные в мир современного человека. Авторы проекта «КЕРКА. Искусство жить на Севере» переместили уникальные предметы из привычной музейно-выставочной плоскости в интерьеры XXI века, тем самым, позволив приблизить их использование в убранстве современного дома или квартиры.