Перейти к основному содержанию


Усть-Вымь

Общая информация

Административный центр: с. Айкино.

Площадь: 4775 кв.км.

Граничащие территории: Княжпогостский, Удорский, Сыктывдинский районы Республики Коми, Ленский район Архангельской области 

Численность населения: 27 000 человек.

Ведущие отрасли: лесозаготовка, лесопереработка (фанера, пиломатериалы).

Официальный сайт муниципального района: http://emdinmu.ru/

 

Усть-Вымский район расположен в юго-западной части Республики Коми. Граничит с Княжпогостским, Удорским, Сыктывдинским районами Республики Коми и Ленским районом Архангельской области. Усть-Вымский район образован 15 июля 1929 года. Расстояние от центра района с. Айкино до г. Сыктывкара составляет 96 км. Площадь района 4775,1 км2.

Заселение территории Усть-Вымского района первобытным человеком началось в 3-2 тысячелетиях до н.э.

Усть-Вымский район – колыбель христианизации Коми края. В 13-14 веках все более возрастало могущество Московского княжества. С целью упрочения господства Москвы на Вычегде князь Дмитрий Донской стремился распространить христианство среди языческого населения Коми. Проводником этой политики явился уроженец Великого Устюга Стефан Храп (позднее епископ Пермский), который в 1372 г. создал древнюю коми азбуку и в 1379 г. прибыл на устье реки Выми. В 1380 году на этом месте он соорудил укрепленный городок и приступил к крещению окрестных жителей. Первое время местные жрецы, используя возмущение населения, стали натравливать их против Стефана. Однако постепенно многие из пермян признали преимущества новой веры и согласились креститься.

По мере продвижения Москвы на восток и юго-восток Европы и на Урал через более южные территории Усть-Вымь постепенно теряет свое значение. В 1564 г. епархия переводится в Вологду. В конце XVI века, после образования Вымского уезда, административный центр был переведен в Яренск.

Местные крестьяне были государственными людьми, однако тяжесть феодальных отношений сказывалась на них в полной мере. Государственные поборы и повинности, полуголодное существование в XVII - начале XVIII веков были изнурительными и непосильными для крестьян, из-за чего они бежали в основном в Сибирь. Так, согласно переписи 1646 г., из с. Усть-Вымь в Сибирь ушло не менее 40% мужского трудоспособного населения.

В 1784 г. в с. Усть-Вымь имелось 73 двора и 413 жителей. В 1797 г. оно стало центром волости. С конца XVII века здесь проводились ежегодные ярмарки. В конце XIX века в с. Усть-Вымь (вместе с д. Пустошь и д. Заручье) насчитывалось около 1000 жителей.

22 августа 1921 г. в составе автономной области Коми образован Усть-Вымский уезд, охватывавший территорию нынешних Усть-Вымского, Удорского, Княжпогостского районов с населением 43 тыс. человек.

Достопримечательности

Михайло-Архангельский мужской монастырь

Михайло-Архангельский мужской монастырь
Михайло-Архангельский мужской монастырь

Михайло-Архангельский мужской монастырь - православный комплекс со святыми источниками в селе Усть-Вымь. Первый в Коми крае монастырь был основан Стефаном Пермским в 1384 году. Расположенный на двух холмах, на красивейшем месте, монастырский комплекс включает в себя три храма, три часовни, домовую церковь в братском корпусе, трапезную, гостиницу для паломников.

Монастырь стал первой православной обителью в Коми крае, духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром. Сюда принимались престарелые зыряне, и сам Стефан служил для них примером подвижнической жизни. Способных учеников своих святитель посвящал в причетники, диаконы и священники. В монастыре день и ночь трудились переписчики, переводившие с церковно-славянского на пермский основные богослужебные книги, в которых была постоянная нужда, поскольку в разных уголках Коми земли возводились христианские храмы.

По ходатайству Владыки Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского обитель была возрождена для монашеской жизни синодальным указом от 21 марта 1996 года. На территории монастыря находится Святой источник иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Святая вода из источника помогает избавиться от пьянства, курения, наркомании и исцелиться от многих недугов.

Церковь Стефана Пермского 1755-1767 гг.

Церковь Стефана Пермского 1755-1767 гг.
Церковь Стефана Пермского 1755-1767 гг.

Церковь Стефана Пермского в Усть-Выми - самая древняя из сохранившихся до настоящего времени каменных церквей в Коми крае.

В 1926 году приход Стефановской церкви был закрыт с формулировкой «из-за малой посещаемости». В 30 е гг. ХХ века были разобраны трапезная, паперть и входная галерея. Барабан и луковица купольной части были снесены, в церкви был размещен склад частей всеобуча.

В 1989 году здание было передано общине верующих. Своими силами они провели косметический ремонт: восстановили алтарь, иконостас, внутренний интерьер. С 16 октября 1989 года церковь во имя святого Стефана епископа Пермского вновь открыла врата для верующих.

Церковь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Бесплотных Сил 1795-1806 гг.

Церковь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Бесплотных Сил 1795-1806 гг.
Церковь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Бесплотных Сил 1795-1806 гг.

В 1786 году по грамоте Преосвященного Иринея вместо ветхого деревянного храма возводится каменный.  Местная легенда  рассказывает о том, что  под полом Михайловской церкви во время её разборки были обнаружены остатки неистлевшего пня необыкновенно крупной «прокудливой березы», на которой язычники до прихода Стефана развешивали дары богам и которую Стефан, искореняя язычество, срубил самолично. Легенда гласит, что местное население за одну ночь разобрало щепки этого пня на талисманы-обереги.

В 1795 году  одноэтажная каменная Михайловская церковь была подведена под крест. Внутренние работы продолжались до 1806 года.

В 1996 г. здание церкви перешло во владение монастыря. Был поставлен новый иконостас, оборудован алтарь.

В сентябре 1996 г. состоялось новое освящение Церкви во имя Архистратига Михаила и Прочих Небесных Бесплотных Сил. 

Памятный знак «Охотничий календарь»

Памятный знак «Охотничий календарь»
Памятный знак «Охотничий календарь»

К 600-летию села Усть-Вымь 15 августа 1980 г. был установлен памятный знак «Охотничий календарь».

Автор –   Заслуженный деятель искусств Коми АССР, Лауреат Государственной премии Коми АССР им. В.А. Савина, Народный художник Республики Коми - Владимир Афанасьевич Рохин. Знак, сделанный из железа, изготовлен и установлен Жешартским экспериментально-механическим заводом. Птица окрашена в серебристый цвет, а столб-календарь – в зеленый. Высота знака – 12 метров.  На основании этого знака 600 зарубок – по числу прожитых к 1980 году селом лет.

С птицей у древних коми связывалось ожидание перемен, тепла, новой жизни. Птица является флюгером и располагается на столбе, напоминающем три древних охотничьих календаря, где зарубками наносились даты.

Памятник жертвам политических репрессий на месте Устьвымлага

Памятник жертвам политических репрессий на месте Устьвымлага
Памятник жертвам политических репрессий на месте Устьвымлага

Открыт 27 июня 2000 г. в деревне Вогваздино Усть-Вымского района. Автор - заслуженный деятель искусств Республики Коми Игорь Валентинович Пылаев. Надпись «Через пересыльный пункт Вогваздино прошли тысячи и тысячи безвинно осужденных жертв ГУЛАГА.

Мемориальный комплекс «Фронт и тыл» в городе Микунь

Мемориальный комплекс «Фронт и тыл» в городе Микунь
Мемориальный комплекс «Фронт и тыл» в городе Микунь

Открыт на центральной улице Советской 9 мая 2002 года. Автор - заслуженный деятель искусств Республики Коми Игорь Валентинович Пылаев.

Паровоз

Паровоз
Паровоз

Открыт в августе 2006 года на привокзальной площади.  Паровоз 1955 года выпуска дошел по рельсам до своего последнего пристанища. Каждый год в сентябре возле памятного знака «Паровоз» проходит посвящение в студенты учащихся ПУ-14.

Памятник А.С. Пушкину в посёлке Казлук

Памятник А.С. Пушкину в посёлке Казлук
Памятник А.С. Пушкину в посёлке Казлук

Установлен 17 января 1977 года. Памятник изготовили в мастерской московского скульптора Михаил Альтшулера (Альтшулер Моисей Соломонович - советский скульптор, член Союза художников СССР).  Предположительно памятник изготовлен в 1937 году к 100-летию со дня смерти Пушкина или в 1939 году к 140-летию со дня его рождения. По эскизам М. Альтшулера, может даже по его модели (но не его рукой), изготовлено порядка 10-20 аналогичных памятников.

Комплексный заказник республиканского значения «Белый»

Комплексный заказник республиканского значения «Белый»
Комплексный заказник республиканского значения «Белый»

Главной задачей данной ООПТ является сохранение и восстановление природного комплекса (природного ландшафта) боров-беломошников. Площадь – 7 757 га. Большая часть территории заказника расположена на территории Усть-Вымского района. Территория часто посещается местным населением, приезжими для сбора грибов, ягод. Здесь созданы благоприятные условия для экологического туризма. В последнее время заказник привлекает большое внимание туристов и любителей природы, так как здесь находятся удивительные по красоте пейзажи.

Школа в селе Гам

Школа в селе Гам
Школа в селе Гам

28 октября 1901 года в селе Гам открылась второклассная учительская школа. Здание школы возводилось по плану инженера Дружинина. Основными учебными предметами были Закон Божий, русский язык, арифметика церковнославянский язык, география, сведения о явлениях природы, геометрическое черчение, отечественная история церковная и гражданская, чистописание, дидактика, церковное пение и рисование. Серьезное внимание уделялось трудовому обучению - столярному и переплетному делу.

Гамская школа была единственной второклассной школой в Яренском уезде. Желающих стать учениками было много. В школу принимали только тех, кто прошел все испытания. Среди них – будущий всемирно известный учёный Питирим Сорокин.

Благодаря бывшему директору Гамской средней школы, краеведу Александру Некрасову, в деревянном двухэтажном доме, увенчанном мемориальной доской, открыт музей. Здесь хранится бесценный экспонат – единственный сохранившийся в нашем крае документ с автографом Питирима Сорокина.

Ыджыд Из - большой камень

Ыджыд Из - большой камень
Ыджыд Из - большой камень

Следовик в деревне Эжолты Усть-Вымского района. По-коми чудо-валуны называются «Ен из» (Божественный камень) или просто «Ыджыд из» (Большой камень). По местному преданию, на этом камне приплыл из Усть-Выми, чтобы крестить местных жителей, святитель Стефан Пермский. До революции рядом с «Ыджид из» стоял большой крест. Паломники приносили своего рода жертву - клали деньги в углубление на камне. Огромному валуну приписывали силу исцелять от ревматизма, женских болезней, зубной боли, глазных болезней и других недугов. Но в первые годы советской власти местные комсомольцы решили уничтожить святыню. Деревянный крест сломали легко, а вот выкопать камень, чтобы сбросить его с обрыва, не смогли. Тогда решили обкопать валун со всех сторон, чтобы он ушел под землю. Но чем дольше копали, тем больше камень открывался людям. Зарыли снова. Недавно про древний «плот» Стефана Пермского вспомнили и освятили его снова. По желанию сельчан рядом с камнем в престольный праздник села – День усекновения Главы Иоанна Предтечи – был установлен четырехметровый деревянный крест. Сейчас лечиться к камню приезжает все больше людей.
Интересно, что на поверхности камня отчетливо проступает громадный человеческий след. Считается, что, если взять воду из этого углубления, умыться или выпить ее, отступит любой недуг.

Памятник в виде школьной парты

Памятник в виде школьной парты
Памятник в виде школьной парты

Памятник расположен возле сельской школы в селе Усть-Вымь. Идея и воплощение принадлежат мастеру из села Айкино Алексею Сметанину. Это парта старого образца, на которой лежат раскрытая тетрадь, чернильница с пером и пять роз. Все, включая цветы, выполнено из металла, лишь скамья парты – из дерева.

Как гласит памятная табличка рядом с объектом, это – дань памяти 9 учителям и 35 выпускникам школы, не вернувшимся с полей сражений ВОВ. Под памятной табличкой и именным списком павших установлена небольшая полочка для живых цветов.

Интересные факты

Стефан Пермский считается первым русским продолжателем христианской апостольской просветительской традиции во всем её объёме. В результате его деятельности Московская Русь стала полиэтнической христианской страной, включающей в себя разные полноправные (в религиозном плане) народы. Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского. Стефан Пермский первым обозначил и обосновал движение русской цивилизации на восток, предопределив превращение Московской Руси в Великую Россию. Святитель Стефан Пермский был похоронен в Кремле среди младших членов великокняжеской семьи. В ознаменование его заслуг перед Россией св. Стефан изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Скульптурное изображение Стефана также помещено на восточном фасаде храма Христа Спасителя в Москве.

Древнепермская письменность (абур, анбур, пермская/зырянская азбука; коми Важ Перым гижӧм) — письменность, использовавшаяся коми-зырянами, коми-пермяками, русскими и некоторыми другими народами на северо-востоке Европейской России, создана Стефаном Пермским в 1372 году в Усть-Вымском районе на основе кириллицы, греческого алфавита и древнетюркской письменности.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский мужской монастырь основан Святителем Стефаном Пермским в с. Усть-Вымь, где был первый владычный городок, первая кафедра епископов Зырянских. Упразднен в 1764 году. В монастыре находятся под спудом мощи Свтт. епископов Пермских, Усть-Вымских Чудотворцев Герасима, Питирима, Ионы. Возрожден для монашеской жизни 21 марта 1996 года. 3 действующих храма – Архистратига Михаила; свт. Стефана Великопермского; Преображения Господня. 2 часовни - Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, Усть- Вымских чудотворцев; Свт. Николая Чудотворца.