Перейти к основному содержанию


Печора

Общая информация

Административный центр: г. Печора.

Площадь: 28900 кв.км.

Граничащие территории: Ижемский, Интинский, Усинский, Вуктыльский и Сосногорский районы Республики Коми.

Численность населения: 53 400 человек.

Ведущие отрасли: добыча нефти, электроэнергетика.

Официальный сайт муниципального района: http://www.pechoraonline.ru/

Муниципальный район «Печора» расположен в северо-восточной части Республики Коми и граничит с территориями Вуктыльского, Печорского, Ухтинского, Ижемского, Троицко-Печорского  и Усть-Куломского районов. Дата образования: 11 марта 1941 года.

На территории Печорского района находится одна из древнейших стоянок человека на территории Республики Коми – Бызовая. Здесь в древнекаменном веке (палеолите), 25-28 тыс. лет назад, располагался большой лагерь охотников на мамонта. Вполне возможно, что первые люди появились в пределах нынешнего района и раньше – 36 или даже 100-120 тыс. лет назад, когда двигались на север вдоль Уральских гор в сторону берегов Усы и Адзьвы (где археологи нашли следы их пребывания). Окрестности Бызовой весьма привлекали наших далеких предков. В среднекаменном веке (мезолите), 10-8 тыс. лет назад,  в местечке Топыд-Нюр в разные периоды существовало 4 поселения, а рядом с ними – еще одно, Зыбун-Нюр. Жили люди здесь и в медно-бронзовом, в раннем железном веках,  в раннем средневековье. Вообще Печорский район богат на археологические находки, относящиеся к III тысячелетию до н.э. – I тыс. н.э. и свидетельствующие, что в те давние времена были обитаемы окрестности нынешних Конецбора, Аранца, Песчанки, Медвежской. Последние по времени предметы, найденные близ Аранца, относятся к первым векам II тысячелетия н.э.

До середины XVIII столетия в пределах современного Печорского района не существовало постоянных поселений. Здесь кочевали оленеводческие угорские или самодийские племена. Положение изменилось только во второй половине XVIII в. В числе первых появились Даниловка, где между 1747 и 1784 гг. поселились выходцы из верхнепечорских и, вероятно, верхневычегодских селений, и Аранец, основанный в 1776 г. переселенцами из Савинобора. С другой стороны в эти места переселялись ижемские коми, основавшие в 1795 г. Усть-Кожву, и, возможно, устьцилемы, которым одна из местных легенд приписывает честь основания Соколово (другая легенда связывает возникновение деревни с выходцами из Сибири – тоже староверами, как и устьцилемы). До 1780 г. территория Печорского района входила в состав Щугорской волости Яренского уезда и Ижемской волости Пустозерского уезда. В 1780 г. Пустозерский уезд ликвидировали, его «печорская» территория вошла в Мезенский уезд. А «яренская» часть печорских земель тогда же вошла в новый Усть-Сысольский уезд.

В южной, «усть-сысольской» части Печорского района в первой половине XIX в. были основаны Конецбор и Красный Яг, в 1859 г. – Медвежская, в 1898 г. – Бызовая, в ХХ в. к ним добавилось Приуральское. Все эти населенные пункты относились к Щугорской волости. Северная часть в 1891 г. вошла в новый Печорский уезд и составила Усть-Кожвинскую волость, где в 1898 г. появилась д. Родионово, в начале XX в. – д. Уляшево.

Главным занятием местного населения было рыболовство, в северной части – также оленеводство. Несмотря на появление новых селений, в целом их оставалось немного, и по размерам они были невелики. О крупных поселках, а тем более городах можно было только мечтать. Одним из таких мечтателей был видный исследователь Севера В.А.Русанов, который, побывав в 1903 г. на месте, где сейчас находится город Печора, записал в дневнике: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит прекрасный парк, и этим изумительным зрелищем природы будет наслаждаться рабочий люд?» Это время пришло почти через полвека.

В 1918 г. южная часть совр. Печорского района вошла в Чердынский уезд Пермской губернии, в 1920-1922 гг. – в Троицко-Печорский район Пермской губернии, в 1922 г. – в Усть-Куломский уезд (с 1929 г. – район) Коми автономной области, в 1931 г. – в новый Троицко-Печорский район Коми АО. Север (Усть-Кожвинская волость) в 1921 г. включили в Ижмо-Печорский уезд (с 1929 г. – район) Коми АО, в 1932 г.– в новый Усть-Усинский район. В 1936 г. при создании объединившего несколько уездов Печорского округа с центром в Усть-Усе туда же была передана из Троицко-Печорского и южная часть нынешнего Печорского района.

11 марта 1941 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Кожвинского района в составе Печорского округа Коми АССР» в составе Печорского округа Коми АССР из состава Усть-Усинского района был образован Кожвинский район с административным центром в посёлке Кожва.

27 апреля 1959 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании Кожвинского района и упразднении Усть-Усинского района Коми АССР» Кожвинский район и территория упраздненного Усть-Усинского района были объединены в Печорский район с административным центром в г. Печоре.

Достопримечательности

Национальный парк «Югыд ва»

Югыд ва

Печорский край замечателен тем, что на нашей территории создан национальный парк «Югыд ва» (светлая вода) –  крупнейшая в России и в Европе особо охраняемая природная территория  (общая площадь парка 1 891 701 га, в том числе площадь акватории 21 421 га). Расположен на западных склонах Приполярного и Северного Урала, на территории трех районов Республики Коми (Вуктыльского, Печорского и Интинского). Парк был создан в 1994 г. Главная цель национального парка - сохранение уникальных природных комплексов Уральского Севера, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских и научных целях и для регулируемого туризма. На территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

На территории «Югыд ва» находятся многочисленные горные озёра, уникальные ледники (больше нигде в мире нет ледников на такой сравнительно малой высоте), а также высочайшие и самые красивые вершины Урала: Народная, Сабля, Манарага, Колокольня.

Природные комплексы парка отличаются высоким биологическим разнообразием. «Югыд ва» –  настоящая таёжная сокровищница. Здесь насчитывается более 40 видов млекопитающих, в том числе бурый медведь, соболь, лось, северный олень.

Национальный парк «Югыд ва» и Печоро-Илычский заповедник в 1995 году стали первым в России природным объектом, включённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми». 

Палеолитическая стоянка Бызовая

Палеолитическая стоянка Бызовая

Была открыта в 1962 г.  Памятник изучался в 1963-1968 гг. учёными Коми филиала Академии Наук СССР - археологом В.И. Канивцом при участии геологов Б.И. Гуслицера и Е.М. Тимофеева. С 1983 г. исследуется П.Ю. Павловым - признанным в российской и мировой науке специалистом по проблемам палеолита Урала и Северо-Востока Европы. 

Это одна из древнейших стоянок Европейского Севера. Расположена она на речной террасе  в крутой излучине реки Печора. Своё имя получила по названию деревни Бызовая, недалеко от которой располагается.

Это типичное кладбище мамонтов. Культурные остатки, обнаруженные на стоянке Бызовая, представлены специфическим набором каменного инвентаря: в основном это ножи, скребки, скребла, оригинальные крупные изделия для дробления костей. Очень похожие орудия были найдены на  памятниках начала верхнего палеолита центральных районов Русской равнины и Центральной Европы (Венгрия, Чехия, Словакия). Скорее всего, первые охотники пришли на берега Печоры из тех мест.

Перечисленные особенности позволяют П.Ю. Павлову сделать вывод об использовании этого естественного кладбища мамонтов первобытными людьми для получения как поделочного материала – бивня, кости, так и для пополнения продовольственных запасов. Вероятно, что это место посещалось людьми регулярно. 

Памятник В.А. Русанову

Памятник В.А. Русанову
Визитной карточкой Печоры является памятник полярному исследователю Владимиру Александровичу Русанову. Памятник установлен в 1967 г. Его автор известный в  Коми республике скульптор - Юрий Григорьевич Борисов. Русанов изображён в полный рост, с устремленным вдаль взглядом, внимательно всматривающимся в берега полноводной Печоры. На корме, управляя лодкой, сидит проводник из местных жителей Илья Вылко. На пьедестале высечены слова: «Исследователю Печорского края В.А. Русанову».

Владимир Александрович Русанов - видный полярный исследователь начала XX века. В 1901 г. за революционную деятельность он был осуждён и отправлен в ссылку на два года в город Усть-Сысольск, где поступил статистиком в земскую управу. Эта работа дала ему возможность исследовать огромный и почти неизученный Печорский край. В 1903 г., проплывая по Печоре, он записывает в своём дневнике: «Придёт время,  и на этом берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит прекрасный парк и этим изумительным зрелищем будет наслаждаться рабочий люд». Эти слова высечены на памятнике. 

Не меньший интерес представляет и фигура попутчика Русанова – Ильи Константиновича Вылко. Он был исследователем своего края и просветителем, зачинателем ненецкой литературы и художником. Сопровождал Русанова в его экспедиции в 1909-1911 гг. 

Железнодорожный мост через реку Печору

Железнодорожный мост через реку ПечоруВорота города  и памятник его строителям – заключенным ГУЛАГа, одним из которых был Менахем Бегин (премьер-министр Израиля в 1977-1983 гг., лауреат Нобелевской премии мира 1978 г.).

28 октября 1937 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Одним из самых больших препятствий на пути строителей стала река Печора. Ещё в 1938 году была размечена трасса будущего моста,  на подходах к нему вырублена просека, были начаты кессонные работы. Для продвижения на север зимой 1940-1941 гг. в 400 метрах ниже створа моста построили ледовую переправу, которая опиралась на сваи, вбитые в дно реки.

По проекту мост должен был состоять из 8 пролётных строений по 88 м каждое. Большие затруднения вызвала нехватка металла для ферм. Использовали деревянные фермы Гау, сконструированные на Печорском лесокомбинате. В апреле 1942 года все работы по строительству моста по временному варианту были закончены. Летом того же года дорога была сдана во временную эксплуатацию. После длительных испытаний по мосту пошли поезда.

Стратегическое значение Северо-Печорской магистрали и Печорского моста очень хорошо понимали и в гитлеровской Германии. 6 июня 1943 года в районе сельхозлагеря Кедровый Шор немцы выбросили воздушный десант, который должен был взорвать мост через реку Печору, поднять восстание в лагерях и тем самым организовать «второй фронт» в глубоком тылу. Однако диверсанты  не выполнили своего задания. Завербованные среди советских военнопленных, десантники сдались после приземления, сорвав планы фашистского командования.

В 1944 году начались работы по замене временных пролётных строений. К этому времени на Котласский мостозавод стала поступать сталь разобранного каркаса Дворца Советов в Москве, которую использовали для изготовления элементов пролётных строений. В 1946 году на мосту через Печору уже не было деревянных конструкций. В 1950 году мост был сдан в постоянную эксплуатацию, однако в середине фарватера Печоры стояли 2 дополнительные опоры, установленные в 1941 году из-за отсутствия проектных ферм. В 1952-1953 годах велись работы по замене четырёх ферм, не соответствующих проектной длине, а в 1954 году по замене двух дефектных. С тех пор реконструкция моста не проводилась, и движение по нему не прерывалось, а силуэт моста стал напомнить поезд, составленный из вагонов разных типов и двух платформ.

Геологический заказник «Скалы Каменки»

Геологический заказник «Скалы Каменки»Учреждён постановлением Совета Министров Коми АССР 26.09.1989 г. № 193. Расположен в нижнем течении реки Ыджыд-Каменка (Большая Каменка), притока реки Кожва. В охраняемую территорию входит 10-километровый участок реки от устья до автомобильного моста (дорога Изъяю–Березовка) шириной 200 м по обоим берегам. Заказник создан для сохранения ландшафтов долины реки Ыджыд-Каменка, выходов пород верхнедевонского и каменноугольного возраста, богатых органическими остатками с признаками битуминосности и нефтеносности, сероводородных источников. Вообще, для Печорской низменности характерен низинный равнинный рельеф и мощный покров отложений. Поэтому живописная каньонообразная долина реки Ыджыд-Каменка с выходами палеозойских толщ имеет большую научную и познавательную ценность.

На левом берегу реки Ыджыд-Каменка  есть сероводородные источники (три крупных и четыре незначительных источника). Сероводородные воды молочно-белого цвета температурой 3.8-6.3 °С имеют сложный анионный и катионный состав с переменным преобладанием хлоридного или гидрокарбонатного аниона и магния, pH = 7.5-8.7. Воды относятся к группе минеральных сероводородных и имеют лечебное значение.

Уникальное для Республики Коми сочетание охраняемой природной территории геологического профиля с живописными скалами и близость крупных насёленных пунктов, железных и автомобильных дорог делает возможным использование геологических достопримечательностей в познавательном туризме.

Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь

Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь
Монастырь основан  в 1992 году иеромонахом Питиримом (ныне Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский).

Монастырь был основан после того, как в 1992 году над этим местом в небе было чудесное явление иконы Божией Матери Скоропослушницы, указавшей на создание обители. В августе того же года игумен Питирим видел, как Богородица шла по земле возле строящегося в честь иконы храма навстречу крестному ходу. На месте, где ступала Царица небесная, тотчас был установлен обетный крест и выкопан колодец. В феврале 1993 года последовало синодальное благословение на открытие монастыря.

РЛС «Дарьял»

РЛС «Дарьял»Печорская радиолокационная станция (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении обеспечивает воздушно-космическую безопасность России.

Разработанный в составе эскизного проекта в 1968 г. проект РЛС «Дарьял» до сих пор является уникальным. Это второе поколение советских РЛС надгоризонтного обнаружения запуска баллистических ракет. Проект был разработан группой сотрудников Радиотехнического института Академии Наук СССР во главе с В.М. Иванцовым.

Строительство началось летом 1975 года. Поражают его масштабы. В создании Печорского радара одновременно было задействовано около 13 тысяч человек военных строителей, несколько тысяч гражданских специалистов различных министерств и ведомств, около тысячи военнослужащих войсковой части объекта. Параллельно с возведением сооружений велись монтажные и пусконаладочные работы, шло оснащение различным оборудованием, боевой техникой и вооружением. В 1980-1983 гг. проводились испытания РЛС. 20 марта 1984 г. войсковая часть 69876 заступила на боевое дежурство – печорский «Дарьял» стал одним из основных элементов системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) СССР.

Печорская РЛС в настоящее время функционирует, прикрывая самые опасные и ответственные направления – северное и северо-западное. В её поле зрения попадают траектории баллистических ракет стран НАТО, под контролем находятся Канада, большая часть США, Западная Европа. Станция работает в метровом диапазоне. Она способна обнаруживать и одновременно сопровождать около 100 целей размером с футбольный мяч на дальности до 6000 км. В сутки через зону обзора РЛС «Дарьял» проходит около 30 тысяч объектов. В последние годы по программе перевооружения проводится модернизация почти всех систем станции, что повышает её надёжность, технико-тактические характеристики и значительно снижает энергопотребление.

Куда пойти

МБУ «Печорский историко-краеведческий музей»

Официальное открытие музея состоялось 29 июня1975 г. В 1977 г. он получил статус государственного и стал филиалом Коми республиканского историко-краеведческого музея, а в 1993 г. музей приобрел самостоятельность и находится в подчинении муниципалитета

Адрес: г. Печора, ул.Советская, 33.
Тел.: +7 (82142)7-78-70, 7-62-88

 

Кинотеатр им. Горького

Адрес: г. Печора, ул. Советская 16А
Тел.: +7 (82142) 3-76-06
E-mail: kinoteatrgorkogo@yandex.ru

Наш сайт: pechorakino.ru

Интересные факты

Часть территории Печорского района приходится на Национальный парк «Югыд ва» («чистая вода» в переводе с коми) – первый в России природный объект, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми» вместе с территорией Печоро-Илычского заповедника (1995 г.).

На территории «Югыд ва» находятся многочисленные горные озера, уникальные ледники (больше нигде в мире нет ледников на такой сравнительно малой высоте), а также высочайшие и самые красивые вершины Урала: Народная, Сабля, Манарага, Колокольня. Национальный парк «Югыд ва» расположен на западных склонах Приполярного и Северного Урала, на территории трех районов Республики Коми (Вуктыльского, Печорского и Интинского).

Недалеко от г. Печора в 1962 году (по другим данным – в 1957 году) была открыта палеолитическая стоянка древнего человека, получившая название по близлежащей деревне «Бызовая». Это одна из древнейших стоянок Европейского Севера и представляет собой типичное кладбище мамонтов. За время раскопок обнаружены помимо фрагментов скелета мамонтов кости шерстистого носорога, северного оленя, лошади, овцебыка, волка, медведя, полярной лисы, лемминга, а также скребки, скребла, ножи, наконечники и другие каменные артефакты. Радиоуглеродные даты памятника — 29-31 тыс. лет. Средневзвешенная оценка люминесцентного анализа минеральных отложений даёт датировку в 32 тысячи лет. Идентификация каменных орудий Бызовой позволила предположить, что здесь обитали неандертальцы.

Ворота города Печоры и памятник его строителям – заключенным ГУЛАГа – железнодорожный мост через реку Печора. Мост имел огромное стратегическое значение не только в развитии самой Печоры и близлежащих территорий, но и в жизни республики и всей страны в тяжелое военное время. Каждый эшелон с воркутинским и интинским углем, следовавший по мосту через р. Печору, вносил весомый вклад в приближение Победы. Одним из строителей моста, заключенным ГУЛАГа, был Менахем Бегин, премьер-министр Израиля в 1977-1983 гг., лауреат Нобелевской премии мира 1978 г.

Как добраться

BY AIR

There are regular flights from Syktyvkar, the capital of the Republic (UTair Express, Komiaviatrans).

Flight schedule  komiaviatrans.ru

TRAIN 

The railway connects cities and towns of Komi and Russia. You can get to Pechora:

from Moscow ― by Moscow – Vorkuta train (travel time ― 40 h)

from Syktyvkar ― by Syktyvkar ― Pechora train (travel time ― 15 h 13 min)

By Syktyvkar ― Vorkuta train (travel time ― 15 h 29 min), etc.

There are three ways to get to Pechora from St. Petersburg, all with a change:

Saint Petersburg ― Ukhta ― Pechora

Saint Petersburg ― Kotlas ― Pechora

St. Petersburg ― Syktyvkar ― Pechora, etc. 

(Pechora ― Inta-1 train).

 

 

BUS/CAR

The road network is poorly developed. The ice road connects the Pechora Municipal District with the neighboring districts. The bus service is available within the district. Bus service connecting Pechora with Syktyvkar is not available.

You can get to the settlements located along the banks of the Pechora River by water.