Перейти к основному содержанию


Корткеросский район

Общая информация

Административный центр: с. Корткерос.

Площадь: 19 700 кв.км.

Граничащие территории: Койгородский, Сыктывдинский, Княжпогостский, Усть-Куломский районы, территории городов Сыктывкар и Ухта, а также Пермский край.

Численность населения: 18 900 человек.

Ведущие отрасли: лесозаготовка, сельское хозяйство, производство деревянных строительных сельскохозяйственных конструкций и столярных изделий, переработка сельскохозяйственной продукции.

Официальный сайт муниципального района: http://kortkeros.ru/

Корткеросский район расположен в южной части Республики Коми. Граничит на севере с Княжпогостским и Ухтинским районами, на западе — Сыктывдинским, на востоке — с Усть-Куломским, на юге — с Койгородским районом Коми и с Пермской областью. Площадь 19,7 тыс. кв.км. Образован 14 июля 1939 г.

История заселения предками коми-зырян района средней Вычегды (т.е. основной территории Корткеросского района) относится к XI-XII векам. Этот вывод позволили сделать данные археологических раскопок, которые были проведены в окрестностях Сторожевска и Пезмога. Из исследований ученых известно, что заселение и освоение берегов Локчима началось примерно в конце XVII века.

Древние коми начали обживать берега могучей Вычегды много веков назад, и тогда уже они имели торговые связи с другими народами России. В народе сохранились устные легенды о Кöрт Айке, Паме, Юрке, Тюве, в которых нашли отражение события более близкой к нам истории коми народа, события из жизни первых обитателей Корткероса, Маджи, Богородска и других старинных сёл.

Корткерос в писцовых книгах упоминается с 1608 года, в том году в деревне Кортовский и починке Кия было соответственно четыре и один двор. Занимая удобное положение, в 1678 году Корткерос становится погостом.

Существуют легенды о происхождении названия «Корткерос». Одна из легенд о «Кöрт Айке» - колдуне, железном человеке, угнетателе зырянского края (перевод с коми «Кöрт Айка» - «железный мужик», «свёкор»). Вероятно, отсюда названия: Кöрткерöс – железная гора, Кöрт яг – железный лес, Кöртты – железное озеро, Кöрт-виям – железный пролив. Около этих мест, по преданию, и жил во времена Стефана могучий чародей и разбойник Кöрт Айка.

Самым же древним селением в районе считается Богородск (Висер). В 1585 году в погосте Вишер было девять крестьянских дворов.

В писцовой книге того же 1585 года упоминаются починки Маджа и Пезмог.

В 1646 году перепись отметила на Верхней Вычегде населения Сторожево, Шойнатскую, Нёбдино.

В переписи 1720 года, проведенной по указу Петра I, записаны новые селения на Локчиме: Мордин, Позтыкерос, Бояркерос; на Вишере: починок Ивановская и деревня Нившера; на самой Вычегде: погост Подъельский, деревни Доджская, Важкурская, Макар-Керосская, починок Новик.

Позже, в том же 18 веке, по реке Вишере появляются деревни Спасвомын, Русановская, Троицкая. На Локчиме – Коншинская, Даньская, Лопыдин, Четдин.

Достопримечательности

Дерево с развилкой - «Вожапу» по имени «бабушка Додзь»

Дерево с развилкой - «Вожапу» по имени «бабушка Додзь»
Растет около старинного села Додзь с сохранившимися коми культурой и промыслами. С этой сосной связано много легенд. Например, что эта сосна в четыре обхвата, несомненно, несколько веков назад была посажена на могиле достойного человека, возможно, легендарной дочери чудского племени. По местным преданиям, это единственная сосна, оставшаяся от целой священной рощи. Неподалеку от сосны – два приметных камня, может быть, обозначают могилы умерщвленных чудью монахов. 

«Роща любви»

«Роща любви»
Этот природный феномен находится в окрестностях села Корткерос (в 300 м к востоку, между озерами Вад-ты и Виям-ты) и представляет собой сросшуюся высокую седую ель и сосну с семью стволами, один из которых вьется вокруг ствола ели. Никто не может объяснить, как появилось это «чудо». Некоторые объясняют это так: сосна и ель срослись, как два любящих человека, прожившие вместе целую вечностью. Учитывая мифы коми народа, можно предположить, что так называемое дерево любви относится к категории семейного вожапу. И что мужчина-добытчик, которого символизирует сосна, умер, а женщина не перенесла с ним разлуки и утопилась в озере от горя. Их похоронили вместе, посадили на общей могиле ель и сосну, обломали вершинки, чтобы тени умерших не тревожили живых. Несколько сотен лет сосна и ель взаимно прорастали корнями. стволами, ветвями и стали фактически единым целым.  В 700 м от «Дерева любви» растут ещё несколько деревьев, сросшихся подобным образом

На территории муниципального района расположено 35 особо охраняемых природных территорий. Наиболее перспективными для прохождения экологических маршрутов являются Верхне-Локчимский комплексный заказник, Белоярский комплексный заказник, Маджинский комплексный заказник, комплексный заказник Лымва.

Корткеросский район - родина выдающихся людей, творчество которых составляет культурное наследие Республики Коми. Виктор Савин - политический деятель, поэт, драматург, основатель коми театра. В родном селе поэта Небдино установлен памятник, открыт литературный музей им. В. Савина. Михаил Николаевич Лебедев - талантливый поэт, прозаик, баснописец. Он вошел в литературу как писатель, который отразил в своем творчестве этап становления коми литературы ХХ века. Он писал на двух языках (коми и русском) и остался в памяти народа талантливым коми-русским писателем.

Музейно-мемориальный комплекс ГУЛАГ
На территории района реализуется проект «Музейно-мемориальный комплекс ГУЛАГ». Планируется создание мемориального комплекса в поселке Аджером. «Локчимлаг» был основан в 1937 году. Лагпункт занимался заготовкой древесины, лесосплавом. В настоящее время разработан маршрут «Мемориальный тур по местам ГУЛАГа «Локчимлаг» в посёлке Аджером.

Куда пойти

МУ «Корткеросский районный историко-краеведческий музей»

Корткеросский краеведческий музей открылся 4 ноября 1987 г. как музей на общественных началах. Музей насчитывает 11105 предметов основного фонда.

Наибольший интерес представляют коллекции набойных досок, самоваров, живописи, икон, наглядных пособий по рукодельному труду 1911 г., налоговых документов Платона Ветошкина и другие.
Постоянные экспозиции музея: «Археология Корткеросского района», «Кöрт Айка – наш первый кузнец», «Нювчимский завод XIX века», «Языческая роща», «Труд и быт зимогоров», «Охотничий промысел», «Рыболовство», «Земледелие», «Комната господина земского учителя», «Народное просвещение: урок в земском училище», «Агния Андреевна Суханова», «Земская станция 1888 года», «Корткеросский район в 1939–1989 гг.», «Вы этот день приближали, как могли».

Экспозиции музея построены отдельными ансамблями. Все залы имеют соответствующее музыкальное сопровождение.

Адрес: Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Советская, д.195.
Тел.: +7 (82136) 9-22-96.
E-mail: musei-komi@mail.ru

МБУ "Центр Коми культуры Корткеросского района"

Адрес: с Корткерос, ул. Советская, д. 211.
Тел.: +7 (82136) 9-21-36.
Наша страница в ВК: vk.com/kzvizit

Интересные факты

Корткеросский район (с. Нёбдино) является родиной Виктора Савина (коми имя – Нёбдинса Виттор) (1888-1943 гг.), коми советского поэта, драматурга, актёра. В. Савин – один из зачинателей коми советской литературы и театрального искусства. Автор стихов и поэм, прославляющих партию и революцию, лирических песен в народном стиле, сатирических фельетонов, басен. Савин является основателем коми национального театра. Именем Виктора Савина назван Государственный академический театр драмы, располагающийся в городе Сыктывкаре.

В с. Корткерос уже третий год проводится фестиваль кузнечного мастерства «Кöрт Айка». Мероприятие собирает мастеров кузнечного дела со всей России и из-за рубежа. Пространство фестиваля вмещает разнообразные формы общения: мастер-классы, круглые столы, смотры-конкурсы, выставки. Темы каждого фестиваля варьируются, однако неизменно привлекают большое количество посетителей.

В д. Важкуръя Корткеросского района находится Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, основанный как мужской скит 15 апреля 1996 года. Преобразован в монастырь в 1997 году. Ансамбль монастыря включает 2 действующих храма – Рождества Пресвятой Богородицы; Св. Вмч. и Цел. Пантелеимона. Монастырь не принимает паломников, т.к. здесь за образец принят самый строгий устав монашеской жизни на основе скитских уставов Василия Великого и Нила Сорского. Безмолвие и молитва – это две основные составляющие подвига братии Важкурского монастыря.