Skip to main content


Ukhta

Summary

Summary. 

Administrative center: Ukhta. 

Area: 13,300 km2 

Bordering districts: Ust-Kulom, Knyazhpogostsky, Izhma, Kortkeros, Sosnogorsk Districts of the Komi Republic.

Population: 120,500

Leading industries: oil production, oil and gas transportation, oil refining, mining, engineering, manufacturing of building materials.

Official website of the municipal district: http://mouhta.ru/

The Ukhta Urban District is located in the center of the Komi Republic and borders on the Ust-Kulom, Knyazhpogostsky, Izhma, Kortkeros, Sosnogorsk Districts of the Komi Republic. Founded: April 15, 1939.

The first people most likely appeared on the territory of the municipality in the Mesolithic (Middle Stone Age, 10,000-8,000 years ago). No early man sites have yet been discovered in the district, but there are a few of them nearby, in the Sosnogorsk District. In the New Stone Age (7,000-5,000 years ago) and in subsequent epochs, people lived near the Ukhta River and other rivers of the region. This was evidenced by the Ukhta site, the site in the Sediyuskaya Cave, and ancient treasures and individual jewelry and tool finds discovered by archaeologists.

The first of the existing settlements appeared here in the second half of the 18th century. In the pre-revolutionary period, most of the district was part of the Pechory Uyezd of the Arkhangelsk Governorate.

The population was mostly engaged in cattle breeding and hunting. Researcher V. Latkin, who visited the headwaters of the Izhma River in 1843, wrote that the inhabitants “live quite good, have livestock, hunt black grouse and squirrels in the forests. They feel comfortable about living in a desert far away from a pogost. They don’t need a lot to be happy: a warm house, bread, livestock, taxes paid and they are happy in this wilderness.”

The Ukhta River gained world fame thanks to oil. Oil used by the Chudes living in the area was first mentioned in the Dvina Chronicle of the 15th century. The first attempts to produce and process local oil were made by F. Pryadunov in the mid-18th century, but they failed: the merchant went bankrupt, with a small plant built on the Ukhta River shut down. In 1914, oil was first produced on the territory of the present town. The 1916 survey showed a great future for oil exploration near the Chibyu River. In the summer of 1918, another geological expedition visited Ukhta. In 1920, the Arkhangelsk National Economic Council decided to develop oilfield near the Chibyu River again; it was supposed to build a “cultural, healthy village”, to produce and process oil, send it on special vessels down the Ukhta, Izhma, Pechora Rivers to the sea, and further to Arkhangelsk. In 1920-1921, this was partially put into practice. The oilfield operated until 1924 and provided the population of Izhma with kerosene.

In 1929, an expedition of the Joint State Political Directorate started the construction of a camp called Chibyu at the mouth of the Chibyu River. By the spring of 1930, the first oil well was built; six months later, the well produced an oil influx. Chibyu became a large settlement soon. In July 1939, Chibyu was renamed Ukhta. In the same year, a thermal power station was launched, an oil refinery was put into operation, replacing the former primitive structure.

Due to a significant population growth, on April 15, 1939, the independent Ukhta District was established with the center in Ukhta. On November 20, 1943, the worker's settlement of Ukhta obtained the city status.

 

Attractions

Историческая часть города
Historical area of Ukhta

The pearl of Ukhta is its historical area, which took shape by the 1950s with the best urban traditions incorporated. The cultural heritage is represented by architectural ensembles and buildings of 1937-1958, after forming the historical core of the city and the construction based on individual and standard, substantially revised projects. Talented architects such as L. Levitan, K. Levin, A. Orlov, P. Murzin, N. Zhizhimontov and many other architects and builders worked here at the time.

Eternal Flame Memorial

Памятный знак «Вечный огонь»
Eternal Flame Memorial

A memorial to the Ukhtins who died in the Great Patriotic War (1941-1945). Installed in 1980. Completed in 1984. Located in the park on the Ukhta River at the intersection of Mira and Oktyabrskaya Streets.

Designed by architects O. Ni and A. Sanin.

The memorial is a five-pointed star in a circle 14 m in diameter. 15-meter-high planes rise from its points, symbolizing dipped flags. The vertical planes are attached to a ring with a wreath depicted on the inside and 5 Orders of the Patriotic War depicted on the outside. In the center of the memorial, the fire of Eternal Glory is burning in memory of the Ukhtins who died in battles for their homeland. There are eight granite stands with symbolic texts on the square in front of the memorial. Russian is on the right and Komi is on the left.

 

Memorial to Students of the Ukhta School who Died in the Great Patriotic War (1941-1945)

Памятный знак воспитанникам ухтинской школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Memorial to Students of the Ukhta School who Died in the Great Patriotic War (1941-1945)

Opened on June 2, 1972. Located in the Children's Park in Ukhta. Sculptor ― Antanas Ambrulevičius. It was reconstructed in 1993. The monument is located in the center of the main alley of the Children's Park on a round platform, which used to be called the Pioneer Glory Square.

The memorial consists of two overlapping reinforced concrete slabs. The larger one has bas-reliefs of a pioneer and a soldier over dipped flags symbolizing sorrow, with the names of the dead and a bas-relief of a pioneer and Eternal Flame on the smaller one.

 

Monument to Soldiers Who Died in Local Wars and Military Conflicts

Памятная стела воинам, погибшим в локальных войнах и конфликтах
Monument to Soldiers Who Died in Local Wars and Military Conflicts

Located near the building on 18 Lenin Avenue. Unveiled on August 14, 1999. The monument was initiated by veterans of the Soviet–Afghan War. Architect ― L. Fedosov, artist ― O. Nechaev. The base of the monument is made of concrete by Komistroymost. The memorial is faced with red granite and white marble. The vertical stele has an embossed metal symbolic composition. There is also an inscription with three-dimensional block letters: "Eternal memory to Ukhta residents who died in Afghanistan and the Chechen Republic.”

Cemetery for the Victims of Political Repression, First Builders of Ukhta

Кладбище политических репрессированных, первостроителей города Ухты
Cemetery for the Victims of Political Repression, First Builders of Ukhta

The cemetery was forming in 1929-1970. Located in the south of the town. Consists of two sections on the right bank of the Chibyu River (second floodplain terrace). The second section is located 300 m east of the first one down Zagorodnaya Street. Burials on the main site of the cemetery are erratic. Most graves have a metal fence and different types of funerary monuments: crosses, tombstones, obelisks, steles.

Prisoners who died in prison or were executed were buried here. After UkhtIzhmalag was closed, it was used as a municipal cemetery until 1975.

Honorary citizens of Ukhta, the first builders of the town, mostly serving their sentences in or exiled to Ukhta, were buried here. Burial sites of more than 45 scientists and artists were discovered in the memorial cemetery. In 1950, Ivan Kosolapkin (a drilling foreman born in 1875) was buried in the cemetery. Since 1906, he worked at the oilfields in Grozny. In 1929, more than 60 loaded freight cars with drilling equipment were transferred to the North from railway station in Grozny. In Arkhangelsk, Ivan Kosolapkin boarded a steamboat to the Ukhta River. He arrived on October 30, a few weeks after the first detachment of the large geological survey expedition landed on the site to deploy the search for oil, gas and coal at north latitudes. Late in November, the drilling foreman from Grozny and the geologist Tikhanovich sank Well No. 5 and supervised its drilling. A year later, the Chibyu oilfield was discovered to become the first oilfield in the European North of Russia. He was among the first to be awarded the Ukhta Shock Worker badge, which used to be given for super productivity in the Far North development, and the honorary title “Master of Socialist Labor”.

Monument to Innocents Murdered on Zabolotnaya Street

Памятный знак невинно убиенным на улице Заболотной
Monument to Innocents Murdered on Zabolotnaya Street

Memorial to Prisoners of Stalin’s Terror was erected at the entrance to the city on the Ukhta-Syktyvkar highway in 1991. During political repressions, here was a building of a pre-trial detention center (prison No. 2) of the Cheka Department of the Ukhta camps and the burial place of executed prisoners.

The concrete monument was designed by architect Leonid Fedosov. It has a metal plate reading: “To innocents murdered during political repression. Passerby, bow your head in memory of those whose ashes are in this ground. Ukhta Memorial.”

Monument to Pioneers of the North

Памятный знак «Первопроходцам Севера»
Monument to Pioneers of the North

On August 21, 1929, the Geological Survey Expedition of the Joint State Political Directorate with a crew of 125 people organized in Arkhangelsk landed on the high left bank of the Ukhta River. The expedition's mission was oil, gas, coal exploration in the Ukhta region. This was when Chibyu was built by prisoners as a base settlement for oil and gas exploration and production. Chibyu was mainly populated by exiled settlers and prisoners. The memorial is located on the left bank of the Ukhta River, opposite the buildings of the Ukhta Mechanical Plant.

A composition of three reinforced concrete structures: a stele, two stylized drilling rigs, 2.3 and 1.5 meters high. The stele has a commemorative plaque reading: “Order on the Ukhta Expedition No. 1 of August 21, 1929. On this date, the expedition I am in charge of arrived at its destination on the Chibyu Stream. Sidorov, Expedition Commander”. On the back of the stele is a vertical inscription: “To Pioneers of the North”.

Pushkin Monument

Памятник А.С. Пушкину
Pushkin Monument

Located at the intersection of Oktyabrskaya and Pushkin Streets.

The monument was designed by Nikolay Bruni coming from the famous dynasty of Antonio Bruni, during his sentence in Ukhtpechlag, Chibyu.

Baroffi Bruni was a Swiss national who fled to Russia in 1808 and lived in Tsarskoye Selo, an academician of the Saint Petersburg Academy of Arts. His son Fedor, rector of the St. Petersburg Academy of Arts, is also famous for his painting of Pushkin a day after his death. A century later, his descendant created a sculpture of the great poet.

The monument made of improvised materials such as brick and gypsum was created in 1937 on the order of Ya. Moroz, the commander of Ukhtpechlag, to mark the centenary year of the poet’s death.

In 1997, artists of Ukhta including V. Vasyakhin, V. Maslov and A. Timushev restored the monument to Pushkin at the request of the Culture Department. In 1999, the monument was cast in bronze by the St. Petersburg foundry. On June 6, 1999, Ukhta became the celebration center of the poet’s 200th birthday anniversary in the Komi Republic. On that day, the monument to Pushkin was unveiled.

The first oil well in Russia drilled in 1868-1871 by geologist M. Sidorov

Место первой нефтяной скважины в России, пробуренной в 1868-1871 гг. геологом М.К. Сидоровым
The first oil well in Russia drilled in 1868-1871 by geologist M. Sidorov

The memorial is located on the left bank of the Ukhta River, near the Neftyel Stream, not far from Vodny. The first North oil exploratory well. In 1968, the wooden wellhead was destroyed in a fire. In April 1969, a memorial was erected on this site. Architect O. Ni.

Dmitry Bushuev Monument

Памятник Дмитрию Бушуеву
Dmitry Bushuev Monument

Built on the grounds of the former school No. 11 at 2 Bushuev Street. Erected on November 3, 1967. Architect V. Rokhin.
The monument is made of pink granite, the base and pedestal are faced with white marble slabs.

Born in Ukhta, D. Bushuev was a soldier of the Soviet Army serving far from his home in a small Siberian town. He died on June 28, 1965 fighting a fire in the taiga. In December 1965, the street where school No. 11 (the school he attended) was located was named after him.

Eshmes Cave Sanctuary of the 10th-11th centuries

Святилище «Эшмесская пещера» Х-ХI вв.
Eshmes Cave Sanctuary of the 10th-11th centuries

Location ― tributary of the Bely Eshmes River, Belaya Kedva Basin. Eshmes Cave was first mentioned in the 1920s. In the summer of 1965, archaeologist V. Luzgin tried to find Eshmes Cave. V. Torlopov born in Ukhta contributed to the reopening of this archaeological site. His perseverance helped to organize an archaeological expedition in 1981. In 1982, Eshmes Cave was excavated. As a result, archaeologist A. Murygin discovered a large number of beaver bones and skulls, 29 bone arrowheads, a flint arrowhead, 35 silver and bronze artefacts. Basically, they included pendants and plates, one image of the Perm animal style, two silver coins, one of them is Iranian coin dating to 946-47, the other one minted in Germany in 1002-24. Murygin also took a wooden idol dating to 890 from the cave. All the finds date from the 10th-11th centuries. Eshmes Cave was a family sanctuary, and the artefacts found during the excavations were offerings to wooden idols.

Passage shopping mall fire chapel

Часовня на месте пожара в торговом центре «Пассаж»
Passage shopping mall fire chapel

Located on Oktyabrskaya Street. Opened on July 11, 2011. The chapel was built in memory of the victims of the fire that took place on July 11, 2005. 25 people died in the fire.

Silhouette of Lenin's Head on Mount Vetlosyan

Силуэт В.И. Ленина, установленный на горе Ветлосян
Silhouette of Lenin's Head on Mount Vetlosyan

Made out of metal pipes. Height ― 33 meters. Built in 1970 on Mount Vetlosyan to mark the centenary of Lenin’s birthday.

Places to visit

Ukhta Museum of Local History

The Ukhta Museum of Local History founded in 1981 is located in a wooden building (built in 1935) at 5B Mira Street. The major Gulag exhibits were acquired in 1989-1991 in cooperation with the Ukhta and Pechora Memorial Association. The artefacts were mainly donated by local residents or found during the Memorial Association’s exploration. Since 1990, Gulag exhibits are included in the major exhibition “What Ukhta Began With” (sections “The First Gas Field”, “Combined Expedition of the Joint State Political Directorate, 1929”, “City Development”, “Industrial Development of the Territory”, “Gulag Theater”). The exhibition includes documents, camp items, installations, biographical information displayed on boards. 

Address: 5b Mira Street, Ukhta 
Tel: +7 (82147) 5-1674 

Shakhov Komi Culture Center Club

The Komi Culture Center boasts successful amateur performing bands, such as the Vizuv U Komi song ensemble, the Ukh-ty folk Russian song ensemble, the Hearts of Four vocal quartet, the Usttsilemochka folklore band, and the Radlun drama studio. Radlun studio is headed by Nikolay Parfentiev. In 2013, the theater celebrated its 5th anniversary. The theater has about 15 amateur actors and more than 25 plays in the Komi language. Over the 5 years, Radlun visited Syktyvkar, Sosnogorsk, Kedva, Kemdin, Sedya, Laikovo, Ust-Kulom District, which is the homeland of B. Shakhov. All amateur groups of the Komi Culture Center participate in out-of-town concerts and city events.

Address: 5a Pervomayskaya Street, Ukhta
Tel: +7 (8216) 73-27-70

Yarmarka Shopping Mall

The opening of Yarmarka, the largest shopping mall in Ukhta and the Komi Republic, took place on August 4, 2011. The mall is conveniently located at the intersection of Sevastopolskaya and Stroitelnaya Streets. You can use public transport or your car to get to the mall (1,000 space parking lot available). 

Address: 2a Stroitelnaya Street, Ukhta
E-mail: info@yarmarkauhta.ru

Our website: yarmarkauhta.ru

Fast facts

Ukhta is the birthplace of the first Russian oil.

Oil production was first mentioned in Russia in the 16th century. Travelers described how tribes living on the Ukhta River in the north of the Timan-Pechora region removed oil from the river surface to use it for medical purposes and as oils and lubricants. The oil removed from the surface of the Ukhta River was first delivered to Moscow in 1597.

In 1745, Fedor Pryadunov, prospector born in Arkhangelsk, founded the first Russian oil plant on the Ukhta River. Click here  http://firstoil.ugtu.net/en/ to visit the virtual museum Ukhta ― the Birthplace of the First Russian Oil. 

Ukhta is the only place in the world where radium, a rare radioactive element, was extracted not from ore, but from water, the so-called radium water industry. When drilling exploratory oil wells, salt water often found instead of oil was disregarded. However, it soon became clear that this water contains radium in concentrations sufficient for industrial production. In 1931, the first chemical plant was built, with the total number of plants eventually reaching 12. In 1934, the radium concentrate processing plant was put into operation. The final product, crystalline RaBr2, was produced. Prisoners working in the field were unaware of the radiation exposure health effects.

According to the Vodnensky Museum, over the course of the industry development, 416 wells were drilled, 296 of which produced water. The production of radium water finally ceased in 1953, with the plant shut down in the second half of 1956.

Directions

By air

There are regular flights from Syktyvkar, Moscow, St. Petersburg and to the towns of the Republic: Vorkuta, Usinsk, Vuktyl.

Flight schedule  komiaviatrans.ru 

Train

The area is crossed by a branch line of the Severnaya Railway (Northern Railway). You can get to the Ukhta railway station:

from Moscow ― by Moscow – Vorkuta train (travel time ― 27 h), Moscow – Labytnangi (travel time ― 27 h),Moscow – Sosnogorsk (travel time ― 29 h), from St. Petersburg ― by St. Petersburg ― Vorkuta train (travel time ― 33 h), from Syktyvkar ― by Syktyvkar ― Usinsk train (travel time ― 9 h 33 min), Syktyvkar-Pechora (travel time ― 8 h 59 min).

Bus

 

You can get from Syktyvkar to the cities and towns of the Komi Republic by buses Syktyvkar-Ukhta, Ufa-Ukhta, Syktyvkar-Vuktyl.There are buses running within the area and to neighboring towns. The routes include Troitsko-Pechorsk ― Ukhta, Sosnogorsk ― Ukhta,Ukhta ― Nizhny Odes ― Mitrofan, N. Odes ― Sosnogorsk ― Ukhta, Voy-Vozh ― Ukhta ― Sosnogorsk.

Перейти к основному содержанию


Ухта

Общая информация

Административный центр: г. Ухта.

Площадь: 13300 кв.км.

Граничащие территории: Усть-Куломский, Княжпогостский, Ижемский, Корткеросский, Сосногорский районы Республики Коми.

Численность населения: 120 500 человек.

Ведущие отрасли: добыча нефти, транспортировка нефти и газа, нефтепереработка, горнодобывающая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов.

Официальный сайт муниципального района: http://mouhta.ru/

 

Городской округ «Ухта» расположен в центральной части Республики Коми и граничит с территориями Усть-Куломского, Княжпогостского, Ижемского, Корткеросского, Сосногорского районов Республики Коми. Дата образования: 15 апреля 1939 года.

На территории муниципального образования первые люди появились, вероятнее всего, в эпоху мезолита (среднекаменный век, 10-8 тыс. лет назад). В административных границах МО стоянок человека той поры пока не найдено, но в непосредственной близости, на территории Сосногорского района, они есть. А в новокаменном веке (7-5 тыс. лет назад) и в последующие эпохи люди жили на берегах Ухты и других рек района. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами Ухтинская стоянка, стоянка в Седъюской пещере, а также древние клады и отдельные находки украшений и орудий труда.

Первые из ныне существующих населенных пунктов появились в этих местах во второй половине XVIII в. В дореволюционный период большая часть территории района входила в Печорский уезд Архангельской губернии.

Основная часть жителей занималась скотоводством, охотой. Исследователь В.Н. Латкин, побывавший в 1843 г. в верховьях реки Ижмы, написал, что жители «живут довольно хорошо, занимаются скотоводством, ловят в борах много тетеревей, стреляют белку. Для них в том нет неудобства, что далеко от погоста, что кругом их пустыня; для их счастья немного нужно: было бы в избе тепло, был бы кусок хлеба, скот в загоне, да подать была оплачена - и они счастливы в этой глуши».

Мировую известность река Ухта получила благодаря выходам нефти. Впервые о нефти – «горючей воде», которую использовало племя чудь, жившее в этом районе, – упоминается в Двинской летописи XV века. Первые попытки добычи и переработки местной нефти были предприняты в середине XVIII века Ф. Прядуновым, но особого успеха достигнуто не было: предприниматель разорился, а построенный им на р. Ухте небольшой завод перестал действовать. В 1914 году на месте нынешнего города возник нефтяной промысел. Обследование 1916 года показало большое будущее нефтеразработок на участке близ речки Чибью. Летом 1918 года на Ухте побывала очередная геологическая экспедиция. В 1920 году Архангельский губсовнархоз решил вновь организовать кустарный промысел близ р. Чибью; предполагалось построить «культурный здоровый поселок», вести добычу и переработку нефти, отправлять ее на специальных судах вниз по Ухте, Ижме, Печоре до моря, а оттуда в Архангельск. В 1920-1921 гг. это решение частично было воплощено в жизнь. Промысел работал до 1924 года и обеспечивал керосином население Ижмы.

В 1929 году экспедицией ОГПУ в устье реки Чибью началось строительство лагерного поселка, получившего название Чибью. К весне 1930 года была построена первая буровая, спустя полгода скважина дала промышленный приток нефти. Вскоре Чибью превратился в крупный населенный пункт. В июле 1939 г. Чибью переименовали в Ухту. В том же году была пущена теплоэлектростанция, введен в действие нефтеперерабатывающий завод, сменивший прежнюю примитивную установку.

В связи со значительным ростом населения 15 апреля 1939 года был выделен самостоятельный Ухтинский район с центром в поселке Ухта. 20 ноября 1943 г. рабочий поселок Ухта получил статус города.

Достопримечательности

Историческая часть города
Историческая часть города

Жемчужиной города Ухты является историческая часть, которая сложилась к 50-м годам прошлого века и вобрала в себя лучшие градостроительные традиции. Культурное наследие представлено градостроительными ансамблями и застройкой 1937-1958 годов, когда закончился этап формирования исторического ядра города  и его строительства по индивидуальным и типовым, существенно переработанным проектам. В этот период здесь работали талантливые архитекторы - Л. Левитан, К. Левин, А. Орлов, П. Мурзин, Н. Жижимонтов и многие другие зодчие и строители.

Памятный знак «Вечный огонь»

Памятный знак «Вечный огонь»
Памятный знак «Вечный огонь»

Мемориал ухтинцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Установлен в 1980 г. Завершено строительство 1984 году.

Находится в сквере на берегу р. Ухта на пересечении улиц Мира и Октябрьская.

Авторы проекта - архитекторы О.Г. Ни и А.П. Санин.

Мемориал представляет собой пятиконечную звезду, вписанную в окружность диаметром 14 метров. От её лучей взметнулись ввысь 15-метровые плоскости, которые символизируют приспущенные знамёна. Вертикальные плоскости объединены кольцом, на внутренней стороне которого изображен венок, на внешней - 5 орденов Отечественной войны. Внутри мемориала, в центре, горит огонь Вечной Славы в память ухтинцев, погибших в боях за Родину. На площади перед мемориалом размещены восемь гранитных тумб с символическими текстами. Справа - на русском языке, слева - на коми.

Памятник изготовлен из нержавеющей стали, основание цоколя из гранита. Огонь Вечной славы размещен на основании из карельского гранита. Памятник установлен на пьедестал, к которому ведут гранитные ступени.

Памятный знак воспитанникам ухтинской школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Памятный знак воспитанникам ухтинской школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Памятный знак воспитанникам ухтинской школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Открыт 02.06.1972 г. Находится в Детском парке в г. Ухте. Автор - Амбрулявичус А.К. В 1993 году проведена реконструкция. Памятник находится в центре основной аллеи Детского парка на круглой площадке, которая раньше называлась «Площадью пионерской славы».

Памятный знак состоит из двух железобетонных плит, положенных одна на другую. На большой плите барельефное изображение пионера и бойца, под ним склоненные знамена, олицетворяющие скорбь.

На второй, малой плите перечислены имена погибших, рядом барельефное изображение пионера и «Вечного Огня».

Памятная стела воинам, погибшим в локальных войнах и конфликтах

Памятная стела воинам, погибшим в локальных войнах и конфликтах
Памятная стела воинам, погибшим в локальных войнах и конфликтах

Находится на проспекте Ленина, в районе дома № 18. Торжественно открыта 14 августа 1999 года. Идея создания памятного знака принадлежит ветеранам афганской войны. Автор проекта - Л. Федосов, художник - О. Нечаев. Основание стелы изготовлено ОАО «Комистроймост» из бетона. Памятный знак облицован красным гранитом и белым мрамором. На вертикальной стеле закреплена рельефная символическая композиция из металла. Завершает стелу надпись из объемных шрифтовых блоков: «Вечная память ухтинцам, погибшим в Афганистане и Чеченской Республике».

Кладбище политических репрессированных, первостроителей города Ухты

Кладбище политических репрессированных, первостроителей города Ухты
Кладбище политических репрессированных, первостроителей города Ухты

Кладбище сформировано в 1929-1970 гг. Расположено в южной части города. Состоит из двух участков на правом берегу реки Чибью (вторая надпойменная терраса). Второй участок расположен в 300 м. восточнее первого по улице Загородной. Захоронения на основном участке кладбища беспорядочные. Большинство могил имеет металлическую оградку. Надмогильные памятники различных типов: кресты, надмогильные плиты, обелиски, стелы.

Первоначально здесь хоронили умерших в заключении или расстрелянных репрессированных. С закрытием Ухтижемлага кладбище стало городским и вплоть до 1975 года было действующим.

Здесь хоронили почётных граждан города Ухты, первостроителей города, большая часть которых отбывала заключение и ссылку в Ухте. На мемориальном кладбище выявлены захоронения более 45 деятелей науки и культуры. В 1950 году на кладбище был похоронен Иван Ильич Косолапкин, 1875 года рождения - буровой мастер. С 1906 года работал на нефтепромыслах в Грозном. В 1929 году более 60 плотно загруженных вагонов с буровым оборудованием ушло на Север с железнодорожной станции Грозного. После пересадки в Архангельске Иван Косолапкин последним пароходом последовал на реку Ухта, куда прибыл 30 октября, спустя несколько недель после высадки здесь первого отряда крупной геологоразведочной экспедиции, которой было предопределено развернуть в северных широтах поиски месторождений нефти, газа и угля. В конце ноября вместе с геологом Тихановичем грозненский буровой мастер заложил разведочно-эксплуатационную скважину № 5, а затем руководил ее проходкой. Здесь через год было открыто Чибьюское месторождение нефти- первое на Европейском Севере России. В числе первых был награжден нагрудным знаком «Ударнику-ухтинцу», которым отмечался стахановский труд при освоении Крайнего Севера, был удостоен  почетного  звания «Мастер социалистического труда».

Памятный знак невинно убиенным на улице Заболотной

Памятный знак невинно убиенным на улице Заболотной
Памятный знак невинно убиенным на улице Заболотной

Памятный знак узникам сталинских репрессий установлен при въезде в город на автодороге Ухта-Сыктывкар в 1991 году. На этом месте в годы сталинских репрессий находилось здание следственного изолятора (тюрьма № 2 ) оперативно-чекистского отдела ухтинских лагерей и захоронения расстрелянных заключенных.

Автор проекта – архитектор Леонид Федосов, памятник изготовлен из бетона. На стелу прикреплена металлическая плита с текстом: « Безвинно убиенным в годы политических репрессий. Прохожий, поклонись тем, чей прах покоится в этой земле. Ухта «Мемориал».

Памятный знак «Первопроходцам Севера»

Памятный знак «Первопроходцам Севера»
Памятный знак «Первопроходцам Севера»

21 августа 1929 года Ухтинская геологоразведочная экспедиция ОГПУ в количестве 125 человек, снаряжённая в Архангельске, высадилась на высоком левом берегу реки Ухта. Задачей экспедиции было проведение геологической разведки на нефть, газ, уголь в Ухтинском регионе. Тогда же силами заключённых был заложен поселок Чибью как базовое поселение для разведки и добычи нефти и газа. Основной контингент поселка составляли ссыльнопоселенцы и заключенные. Памятный знак находится  на левом берегу реки Ухта, напротив корпусов Ухтинского механического завода.
Композиция из трех железобетонных конструкций: стела, две стилизованные буровые вышки высотой 2,3 и 1,5 метра. На стеле размещена памятная доска с текстом: «Приказ по ухтинской экспедиции №1 от 21 августа 1929 года. Сего числа, вверенная мне экспедиция прибыла к месту своего назначения на ручей Чибью. Начальник экспедиции - Сидоров».

На задней плоскости стелы по вертикали надпись: «Первопроходцам Севера».

Памятник А.С. Пушкину

Памятник А.С. Пушкину
Памятник А.С. Пушкину

Находится на пересечении улиц Октябрьская и Пушкина.

Автором памятника стал отбывавший заключение в Ухтпечлаге в поселке Чибью Николай Бруни, происходивший из знаменитого рода Бруни. Антонио

Бароффи Бруни, швейцарский подданный, бежал в Россию в 1808 году, жил в Царском Селе, был академиком Академии художеств Санкт-Петербурга. Его сын Фёдор - ректор Санкт-Петербургской академии художеств, знаменит ещё и тем, что сделал рисунок Пушкина на второй день после его смерти. Спустя сто лет его потомок создал скульптуру великого поэта.

Памятник был создан в 1937 году, в год столетия со дня гибели поэта, по распоряжению начальника Ухтпечлага Я.М. Мороза из подручных материалов: кирпича, гипса.

В1997 году по заказу МУ «Управление культуры» ухтинскими художниками В. Васяхиным, В. Масловым, А. Тимушевым памятник А.С. Пушкину был реставрирован, изготовлена форма памятника, а в 1999 году памятник отлит из бронзы Санкт-Петербургской литейной компанией. 6 июня 1999 года Ухта стала центром празднования 200-летия поэта в Республике Коми. И в этот день был торжественно открыт памятник А.С. Пушкину.

Место первой нефтяной скважины в России, пробуренной в 1868-1871 гг. геологом М.К. Сидоровым

Место первой нефтяной скважины в России, пробуренной в 1868-1871 гг. геологом М.К. Сидоровым
Место первой нефтяной скважины в России, пробуренной в 1868-1871 гг. геологом М.К. Сидоровым

Памятный знак находится на левом берегу реки Ухты, близ ручья Нефтьель, недалеко от поселка городского типа Водный. Первая на Севере поисково-разведочная скважина, пробуренная на нефть. До 1968 года сохранялось деревянное устье скважины, которое было утрачено вследствие пожара. В апреле 1969 года на этом месте установлен памятный знак. Автор - архитектор О. Ни.

Памятник Дмитрию Бушуеву

Памятник Дмитрию Бушуеву
Памятник Дмитрию Бушуеву

Установлен на территории бывшей школы № 11 по адресу: ул.Бушуева, д. 2. Открыт 3 ноября 1967 года. Автор – В.А. Рохин.

Памятник выполнен из розового гранита, цоколь и постамент облицованы белыми мраморными плитами.

Рядовой Советской Армии ухтинец Д. Бушуев, служивший далеко от родного дома в небольшом сибирском городке, 28 июня 1965 года погиб при тушении пожара в тайге. В декабре 1965 года улица, на которой располагалась школа № 11, где он учился, была названа его именем.

Святилище «Эшмесская пещера» Х-ХI вв.

Святилище «Эшмесская пещера» Х-ХI вв.
Святилище «Эшмесская пещера» Х-ХI вв.

Месторасположение - приток р. Белый Эшмесс, бассейн р. Белая Кедва. Об Эшмесской пещере впервые историки услышали еще в 1920-е годы. Летом 1965 г. археолог В. Е. Лузгин предпринял попытку найти Эшмесскую пещеру. Большая роль в повторном открытии этого археологического памятника принадлежит ухтинцу В.П. Торлопову. Благодаря его настойчивости была организована археологическая экспедиция в 1981 г. В 1982 г. в Эшмесской пещере были произведены раскопки. В результате раскопок археолог А. М. Мурыгин обнаружил большое количество костей и черепов бобра, 29 костяных наконечников стрел, 1 кремневый наконечник, 35 изделий из серебра и бронзы. В основном, это были подвески и накладки, одно изображение пермского звериного стиля, две серебряные монеты, одна из них иранская 946-47 гг., другая чеканена в Германии в 1002-24 гг., Мурыгин вывез из пещеры деревянного идола, который датируется 890 г. В основном, все находки датируются X-XI вв. Эшмесская пещера – это родовое святилище, а предметы, найденные во время раскопок, были приношениями деревянным идолам.

Часовня на месте пожара в торговом центре «Пассаж»

Часовня на месте пожара в торговом центре «Пассаж»
Часовня на месте пожара в торговом центре «Пассаж»

Находится на ул.Октябрьская. Открыта 11 июля 2011 года. Часовня построена в знак памяти жертв пожара, произошедшего 11 июля 2005 года. В пожаре погибло 25 человек.

Силуэт В.И. Ленина, установленный на горе Ветлосян

Силуэт В.И. Ленина, установленный на горе Ветлосян
Силуэт В.И. Ленина, установленный на горе Ветлосян

Создан из металлических труб. Высота - 33 метра. Возведен в 1970 году на горе

Ветлосян к столетию со дня рождения В.И. Ленина.

Куда пойти

Ухтинский историко-краеведческий музей

Ухтинский историко-краеведческий музей создан в 1981, располагается в отдельном деревянном здании (построено в 1935) на ул. Мира, 5 Б. Основное комплектование по теме Гулага велось в 1989-1991 в сотрудничестве с Ухто-Печорским обществом "Мемориал". Главными источниками поступления экспонатов были дарения местных жителей и находки в результате поисковой работы "Мемориала". Тема Гулага с 1990 включена в основную экспозицию "С чего начиналась Ухта" (разделы "Первое газовое месторождение", "Комплексная экспедиция ОГПУ 1929 года", "Образование города", "Промышленное освоение края", "Театр Гулага"). Среди экспонатов документы, предметы лагерного быта, в экспозиции инсталляции, стенды с биографическими материалами. 

Адрес:  г. Ухта, ул. Мира, 5б 
Тел.: +7 (82147) 5-1674 

Клуб «Центр коми культуры им. Б.Ф. Шахова»

В Центре коми культуры успешно действуют самодеятельные коллективы: ансамбль коми песни «Визув ю», ансамбль русской народной песни «Ух-ты», вокальный квартет «Сердца четырех», фольклорный коллектив «Устьцилемочка», театральная студия «Радлун». Руководителем студии «Радлун» является Парфентьев Николай Леонидович. В 2013 году театр отметил свое 5-летие. В театре около 15 самодеятельных артистов, его репертуар насчитывает более 25 спектаклей на коми языке. За 5 лет «Радлун» побывал в Сыктывкаре, Сосногорске, Кедве, Кэмдине, Седью, Лайково, Усть-Куломском районе на родине Б.Ф.Шахова. В выездных концертах и городских мероприятиях участвуют все самодеятельные коллективы Центра коми культуры.

Адрес: г. Ухта, ул. Первомайская д. № 5 «а»
Телефон: +7 (8216) 73-27-70

Торгово-развлекательный центр «Ярмарка»

Открытие ТРЦ «Ярмарка» состоялось 04 августа 2011 г. ТРЦ «Ярмарка» является самым крупным торгово-развлекательным центром в г.Ухта и всей Республике Коми. Удобное месторасположение - ТРЦ находится в черте города на пересечении улиц Севастопольская и Строительная, добраться до центра можно на общественном транспорте, собственном автомобиле (рядом с центром предусмотрена парковка на 1000 машиномест). 

Адрес: г.Ухта, ул.Строительная, 2а.
E-mail: info@yarmarkauhta.ru  

Наш сайт: yarmarkauhta.ru

Интересные факты

Ухта – родина первой российской нефти.

В России первое письменное упоминание о получении нефти появилось в XVI веке. Путешественники описывали, как племена, жившие у берегов реки Ухты на севере Тимано-Печорского района, собирали нефть с поверхности реки и использовали её в медицинских целях и в качестве масел и смазок. Нефть, собранная с реки Ухты, впервые была доставлена в Москву в 1597 году.

В 1745 году архангельский рудоискатель Федор Прядунов основал на реке Ухте первый в России нефтяной завод. Вы можете посетить виртуальный музей «Ухта – родина первой российской нефти», кликнув на ссылку http://firstoil.ugtu.net/ru/ 

Ухта – единственное в мире место, где добыча такого редкого радиоактивного элемента, как радий, осуществлялась не из руды, а из воды, так называемый радиевый водный промысел.

При бурении разведочных нефтяных скважин часто вместо нефти получали соленую воду и не обращали на нее никакого внимания. Однако вскоре выяснилось, что вода эта содержит радий, причем в концентрациях, достаточных для промышленной добычи. Уже в 1931 г. построен первый химзавод, общее число которых со временем достигло 12. В 1934 г. введен в действие завод по переработке радиевых концентратов. На промысле стали получать конечный продукт – кристаллический RaBr2. На промысле активно использовали труд заключенных, и о вредных последствиях контактов с радиоактивными элементами никого из них не предупреждали.

По данным Водненского музея, за время существования промысла было пробурено 416 скважин, из них дали воду 296. Окончательно добыча радиевой воды прекратилась в 1953 г., а во второй половине 1956 г. начались работы по ликвидации производства минерализованных вод.

Как добраться

Самолет

Есть регулярное авиасообщение с Сыктывкаром, Москвой, Санкт-Петербургом, а также с городами республики: Воркутой, Усинском, Вуктылом.

Расписание авиарейсов  komiaviatrans.ru

Поезд

Район пересекает ветка Северной железной дороги. Доехать до станции Ухта можно:

из Москвы – поездом «Москва – Воркута» (время в пути 27 ч)

«Москва – Лабытнанги» (время в пути 27 ч)

«Москва – Сосногорск» (время в пути 29 ч)

из Санкт-Петербурга - поездом «Санкт-Петербург — Воркута» (время в пути 33 ч)

из Сыктывкара - поездом «Сыктывкар — Усинск» (время в пути 9 ч 33 мин.)

«Сыктывкар-Печора» (время в пути 8 ч 59 мин.)

Автобус

Из Сыктывкара в район можно попасть автобусами «Сыктывкар-Ухта», «Уфа-Ухта», «Сыктывкар-Вуктыл».

Есть автобусное сообщение внутри района и с соседними районами. Действуют маршруты:Троицко-Печорск – Ухта», «Сосногорск – Ухта»,

«Ухта – Нижний Одес – Митрофан», «Н.Одес – Сосногорск – Ухта», «Вой-Вож – Ухта – Сосногорск»